Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 100 
Next page End  

Махабхарату, Рамаяму и др.).
Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее
божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не
чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует
понятие «невидимого света», «черного солнца» и др.
Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света.
В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе,
оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в
виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (М. Schneider — 1946).
Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата).
Цвет богини любви — белый, смерти (Кали) — черный и красный, богини материнства —
красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается
красным цветом (H. Zimmer — 1946). В целом, добрые боги и силы обозначались белым
цветом, а злые — черным или сочетанием черного и красного.
Китай
В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий.
Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов, составные и
природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника, действующего на
глубочайших уровнях действительности (Х.Э. Керлот — 1994). В «Книге перемен» («И
цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (см. таблицу 1.2.1.),
исходящую из принципов теории соответствий. 
Таблица 1.2.1. 
Цвет
Время года
Стихия, 
предмет
Сторона света
Планета
Животное 
символ
Зеленый 
или синий
Весна
Дерево
Восток
Юпитер
Дракон
Красный
Лето
Огонь
Юг
Марс
Феникс
Белый
Осень
Металл
Запад
Венера
Тигр
Черный
Зима
Вода
Север
Меркурий
Черепаха 
и змея
Желтый
Конец 
лета
Земля
Центр
Сатурн
 
* По Л.П. Сычеву, В.Л. Сычеву (1975).
К списку «основных» цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. Л.Н.
Миронова (1984) указывает, что у древних китайцев понятия синего и зеленого были
взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было,
возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.
Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с другом.
У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от
состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а
черный с небольшой долей красного (Сюань) — предрассветного, означая зарождение
Hosted by uCoz