Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д. способствовало тому, что цвет
становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров
представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман
о земной и небесной жизни.
В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами блага,
божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом.
Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из «Тысяча и одна ночь» белый
называется «лучшим из цветов».
Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д. Считался
лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с тем, желтому соответствовали и негативные
значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.
Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других культурах.
Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу».
Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета рубины и др. Считалось, что
они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную
страсть. Вера в «великую силу красного» была настолько сильной, что считалось за
лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным,
которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве мусульман были
широко распространены «красные символы», например, красная роза означала страстную
любовь (Л.Н. Миронова 1984).
Почитаемым и «священным» считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый
символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали
жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. По данным А.Е. Ферсмана (1975),
драгоценные камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других.
Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их
трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый цвета мистического
созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение
обманчивости земной жизни, миража (Хосров).
Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь
негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень
храма Кааба черный. Черный цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени
аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные ассоциации:
грязи, греха, злых дел.
Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам
является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет замутнен,
нечист, «грязен», то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в
Средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому. Они
цвета несчастья и нищеты. Серый цвет пыли и праха, противоположность яркого,
разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования.
1.6. Ренессанс
С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления
капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои
|