мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а
отношение к цвету практическим. Впечатляющему колориту католической церкви
противопоставляется цветовой аскетизм протестантства. Петушиной яркости дворянских
одежд буржуа предпочитает неброские, практичные оттенки. Художники и ученые
начинают постигать физическую природу света и цвета, используя при этом, отнюдь, не
богословские категории. Если Леонардо да Винчи говорит об «основных» цветах (белый,
желтый, зеленый, красный, синий и черный) и связывает их со стихиями, то это для него,
скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.
Возникают попытки связать цвет с физическими свойствами материи. Так Бернандино
Телезио в своем труде «Происхождение цветов» ставит в соответствие цветам две
«неуничтожимые субстанции» тепло и холод.
Вместе с тем, в эпоху Возрождения создавались и метафизические концепции цвета. Свет
в них трактовался как духовная субстанция, а темнота символизировала косную материю.
Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию «идеи цвета». Каждый (из 12) цвет
в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, черный
материя, коричневый земля, синий воздух, белый духовный свет, блеск и сияние
Бог. Надо отметить, что подобная символика оказала заметное влияние на многих
выдающихся художников Возрождения (в частности, Рафаэля), которые опирались на нее
при создании своих произведений (Л.Н.Миронова 1984).
Спускаясь с высот метафизики, можно обнаружить и бытовую сторону цветовой
символики в Европе. Например, существовал «цветовой код» одежды. По Коронато
Оккольти (16 в.) белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность,
достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически негативными.
Они означали умеренность, практичность, трезвый расчет.
В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств
человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло
Ломаццо (15 в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо,
белому соответствует флегматический темперамент, черному меланхолический,
красному сангвинический, а желтому холерический. Темные, землянистые,
свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные с
весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и
температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «теплым»
черный.
Цвет, спускаясь с «горних» высот, начинает все больше становиться символом человека,
его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований
взаимосвязи между цветом и психикой.
1.7. Формы и содержание цветовой символики в 17-19 веках
Достижения физической оптики 17 века в лице И. Ньютона («Лекции по оптике») привели
к тому, что в эпоху Просвещения в Европе цветовой символ, практически, лишился своего
теологического содержания. Богословский этап цветовой символики окончательно
завершился, а если, и упоминалось о связи цвета и света со сверхчувственным миром, то,
в основном, в метафорическом плане. Сам И. Ньютон в традициях пифагорейской школы
связывал семь спектральных цветов с семью нотами октавы. На основе этой идеи Луи
Бертраном Кастелем был создан «цветовой орган».
|