(#819).
Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное (#820).
Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого
(#822).
Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге)
между ними.
«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего
круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете
называет «пошло веселым», а синий с зеленым «пошло-противным» (#829).
Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете
отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета)
при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные
цвета) проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает
пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной» (#831).
Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом
воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей,
«некультурных» народов и детей. У образованных людей, напротив, существует
некоторое «отвращение» к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с
характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает
Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные соломенный и
красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое
достоинство красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины
предпочитают светлые оттенки розовый и голубой. Старики лиловый и темно-
зеленый (#838-848).
Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в
вину, художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту
рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора
«светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет
у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его
чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий
определенное, специфическое содержание.
1.7.2. Цветовой символизм в философских учениях
Потеряв свои позиции в качестве богословского символа, цвет все больше и больше
«обращается» к человеку, как это мы видим на примере учения Гете. Не прошли мимо
проблематики психологии цвета и выдающиеся философы 18-19 веков. Следует отметить
то важное влияние, которое оказало на них «Учение о цвете».
Дидро («Мои незначительные мысли о цвете») считал, что, кроме прочего, колорит
картины зависит и от психических свойств и состояний художника. В 20 веке. эта идея
найдет свое воплощение в ряде т.н. «рисуночных методов» психодиагностики. По мнению
Дидро, художник «сильнее, чем литератор», раскрывает себя в своих творениях.
В объяснении природы цвета Гегель стоит на позициях Гете и, как его предшественник, не
|