согласен с теорией Ньютона. Описывая впечатления производимые цветами, Гегель
придает им особый символический смысл («Эстетика»). Цвет для Гегеля символ
определенных идей, категорий, вечных начал. Так синий выражает кротость, тишину,
женское начало. Красный мужское, господствующее, царственное начало. Зеленый
индифферентен, нейтрален. В целом, светлые, яркие цвета (идея светлого) выражают
активность, созидание, сопротивление, бодрость, жизненность, а темные пассивность,
уступчивость.
С позиций философии идеализма рассматривают проблему цвета В. Шеллинг
(«Философия искусства») и А. Шопенгауэр («О зрении и цветах»).
1.8. Двадцатый век
Казалось бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно
ожидать появления у цветов каких-либо новых символических значений. Действительно,
принципиально новых смыслов мы не обнаруживаем, но «звучание» ряда цветов
существенно меняется. Своеобразие цветовой символики 20 века состоит также и в том,
что цвет активно используется в качестве символа общественно-политических движений и
явлений. Особенно это касается цветовой триады. Белый, черный и красный цвета крепко
связываются в сознании нескольких поколений, прежде всего, с политической и
идеологической борьбой различных классов и общественных групп.
Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел в 20
веке особенно амбивалентный характер. Его первобытная магическая сила вырвалась на
свободу в 17 году и всколыхнула населения не только огромной Российской империи, но
и всего мира. Опосредованность символикой красного цвета общественно-политической
жизни революционной России была настолько широкой, что этот цвет стал именем
нарицательным. «Пролетарский красный» по своему содержанию, скорее, трагичен, чем
радостен. Это подчеркивается, например, использованием кумача в ритуале похорон
т.н. феномен «красных похорон».
В революционной символике вместе с красным тесно соседствует и черный. Черный
цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников ЧК. Черный
приобретает смысл революционного фанатизма (готовность идти до конца), и ужаса перед
репрессиями государственной власти. Черный с красным цвета «красного террора» и
политических репрессий в новейшей истории России. Как и в древнем мире, это цветовое
сочетание оказалось трагическим символом.
И, как в древности, им противостоит белый. Пусть не в наглядно-чувственной форме, а
как идея, но символика белого цвета представляет собой сердцевину «белого движения».
Противопоставление красного и белого символизирует гражданскую войну в России, но
не только с внешней стороны, как условное обозначение противоборствующих сторон.
Для человека, знакомого с цветовой символикой древнего мира, оно полно глубинного
смысла. Распад этой цветовой пары, выражающей все наиболее лучшее и ценное в жизни
людей, выражает собою разрушение основ, дисгармонию, наступление хаоса и сил зла
(черный). Цветовая триада это не только архетип человека, как указывает Тэрнер, но и
архетип человеческого общества.
Указанная особенность символики двадцатого века (цвет как символ общественных
процессов), верна и в отношении других цветов.
На фоне подобной «политизации» цвета в начале 20 века контрастными выглядят
|