Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 100 
Next page End  

согласен с теорией Ньютона. Описывая впечатления производимые цветами, Гегель
придает им особый символический смысл («Эстетика»). Цвет для Гегеля — символ
определенных идей, категорий, вечных начал. Так синий выражает кротость, тишину,
женское начало. Красный — мужское, господствующее, царственное начало. Зеленый —
индифферентен, нейтрален. В целом, светлые, яркие цвета (идея светлого) выражают
активность, созидание, сопротивление, бодрость, жизненность, а темные — пассивность,
уступчивость.
С позиций философии идеализма рассматривают проблему цвета В. Шеллинг
(«Философия искусства») и А. Шопенгауэр («О зрении и цветах»).
1.8. Двадцатый век
Казалось бы, учитывая архаичный характер цветовой символики, в 20 веке трудно
ожидать появления у цветов каких-либо новых символических значений. Действительно,
принципиально новых смыслов мы не обнаруживаем, но «звучание» ряда цветов
существенно меняется. Своеобразие цветовой символики 20 века состоит также и в том,
что цвет активно используется в качестве символа общественно-политических движений и
явлений. Особенно это касается цветовой триады. Белый, черный и красный цвета крепко
связываются в сознании нескольких поколений, прежде всего, с политической и
идеологической борьбой различных классов и общественных групп.
Красный как символ крови павших борцов за освобождение пролетариата, приобрел в 20
веке особенно амбивалентный характер. Его первобытная магическая сила вырвалась на
свободу в 17 году и всколыхнула населения не только огромной Российской империи, но
и всего мира. Опосредованность символикой красного цвета общественно-политической
жизни революционной России была настолько широкой, что этот цвет стал именем
нарицательным. «Пролетарский красный» по своему содержанию, скорее, трагичен, чем
радостен. Это подчеркивается, например, использованием кумача в ритуале похорон —
т.н. феномен «красных похорон».
В революционной символике вместе с красным тесно соседствует и черный. Черный —
цвет знамени анархистов, кожаных курток комиссаров и сотрудников ЧК. Черный
приобретает смысл революционного фанатизма (готовность идти до конца), и ужаса перед
репрессиями государственной власти. Черный с красным — цвета «красного террора» и
политических репрессий в новейшей истории России. Как и в древнем мире, это цветовое
сочетание оказалось трагическим символом.
И, как в древности, им противостоит белый. Пусть не в наглядно-чувственной форме, а
как идея, но символика белого цвета представляет собой сердцевину «белого движения».
Противопоставление красного и белого символизирует гражданскую войну в России, но
не только с внешней стороны, как условное обозначение противоборствующих сторон.
Для человека, знакомого с цветовой символикой древнего мира, оно полно глубинного
смысла. Распад этой цветовой пары, выражающей все наиболее лучшее и ценное в жизни
людей, выражает собою разрушение основ, дисгармонию, наступление хаоса и сил зла
(черный). Цветовая триада — это не только архетип человека, как указывает Тэрнер, но и
архетип человеческого общества.
Указанная особенность символики двадцатого века (цвет как символ общественных
процессов), верна и в отношении других цветов.
На фоне подобной «политизации» цвета в начале 20 века контрастными выглядят
Hosted by uCoz