интерес к краскам с ранними детскими впечатлениями от цвета. В возрасте 3-х лет
первыми «впечатлившими» цветами для него были светло-сочно зеленый, белый, кармин,
черный и желтое охры. Интересно, что у Гете, как он сам отмечает, также решающую
роль сыграли детские впечатления в том, что он в зрелые годы начал изучать психологию
цветового воздействия.
Резюме
Данный обзор истории развития содержания и форм цветовых символов является далеко
не полным. Но автор и не ставил перед собой такой задачи. Целями, поставленными в
первой главе, было, во-первых, показать глубокую и неслучайную связь цветовой
символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной
жизни людей, а во-вторых, охарактеризовать основные этапы развития цветового
символизма.
Первый из них «космологический» (мифологический), включает в себя цветовую
символику первобытных народов, древнего мира и античности (цвет как символ мировых
сил, стихий и начал). Второй «религиозный» (богословский), от поздней античности
до эпохи Возрождения (свет и цвет, как атрибуты божественного). И, наконец, третий
«социально-психологический», Ренессанс двадцатый век (цветовая символика
общественно-политических, социальных и индивидуально-психологических процессов и
явлений).
Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых
символов претерпело немалые изменения менялась их трактовка и отношение к ним,
ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания
цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет
лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных
традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего «первоначального» смысла и не
превращается в фикцию. Как писал В. Ван Гог: «краски сами по себе что-то выражают».
Иными словами, цвет не «чистая доска», на которую человек волен записать, все что
ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом
мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми
ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как указывает А.Ф. Лосев (1991):
«никто, никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений... красный цвет
вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность его объективное
свойство» (с. 56).
Повторяя избитое сравнение, можно сказать, что цветовая символика лишь только
верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой
психикой. Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на
человека.
Литература
1. Аристотель. Собр. Соч.: Т. 1. М., 1976.
2. Бонгард-Левин Г.В. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.
3. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.
4. Кандинский В. О духовном в искусстве. //К выставке в залах Государственной
Третьяковской галереи. М., 1989.
5. Кандинский В. Текст художника. Ступени. //К выставке в залах Государственной
Третьяковской галереи. М., 1989
|