беззвучнее. В то же время, средне-синий, по Кандинскому, символизирует звук флейты,
темно-синий виолончель, а наиболее углубленный орган.
Из смешивания желтого и синего рождается зеленая краска. В ней как бы сокрыты,
парализованы силы желтого и синего. Это самая покойная краска. Здесь нет движения, нет
звучания, ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет.
Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить (ср.
выражение «тоска зеленая»). Главное значение абсолютно зеленого пассивность. В
духе политической символики, Кандинский связывает зеленый с буржуазией (пассивной,
обывательской ее частью). Зеленый это нечто «жирное» и самодовольное. Как главный
тон лета, зеленый символ природы, погруженной в самодовольный покой. При
добавлении желтого, зеленый оживляется, становится «моложе, веселее». И, наоборот,
вместе с синим он приобретает серьезность, вдумчивость. При усветлении (добавлении
белого) или утемнении (черного) зеленый «сохраняет свой элементарный характер
равнодушия и покоя» (с. 48). Белый усиливает аспект «равнодушия», а черный
«покоя». Средние тона скрипки, по Кандинскому, выражаются зеленым цветом.
Белый для Кандинского символ мира, где исчезли все краски, все материальные
свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не
доходит оттуда. Белый это великое молчание, холодная, бесконечная стена,
музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво,
но полно возможностей и может быть понято как «ничто», предшествующее началу и
рождению (ср. значение белого у Ндембу, как символа нового рождения).
В отличие от белого, черный «ничто» без возможностей, мертвое ничто, вечное
молчание без будущего, законченная пауза и развитие. За этим следует рождение нового
мира. Черный окончание, погасший костер, нечто бездвижное, как труп, молчание тела
после смерти, самая беззвучная краска.
Белые одежды выражают чистую радость и непорочную чистоту, а черные
величайшую, глубочайшую печаль и смерть. Белый и черный находят (как и желтый с
синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска.
Кандинский называет серый «безутешной неподвижностью». Особенно это касается
темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе.
Говоря о красном, Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный
цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает мужественную
зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный) и ему
соответствует звук фанфар. Киноварь равномерно пламенеющая страсть, уверенная в
себе сила, «пылает» внутри себя. Здесь нет безумия желтого. Цвет, особо любимый
народом. Углубление красного приводит к снижению его активности. Но остается
внутренняя раскаленность, предчувствие будущей активности.
Охлажденный красный фиолетовый, характеризуется Кандинским как болезненный
звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием фагота и свирели.
Соединение красного с желтым (оранжевый) сохраняет серьезность красного.
Красный с зеленым и фиолетовый с оранжевым составляют третью и четвертую цветовые
пары, вслед за желтым синим и белым с черным.
В другой своей книге «Текст художника. Ступени» (1918) Кандинский связывает свой
|