Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 100 
Next page End  

делается вывод об отсутствии какой-либо закономерности в цветовых предпочтениях
детей: «...вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов» (с.249).
Наш анализ изложенных результатов экспериментальных работ, приводимых в обзоре
К.В. Бардина, позволяет не согласиться с подобным выводом. В таблице 2.2.2.1. сведены
воедино результаты этих работ, что дало возможность выявить ведущую тенденцию в
цветовых предпочтениях обследованных детей. Для составления таблицы использовались
результаты 12 экспериментальных работ: У.Ю. Уффельмана (1881), У.А. Бине (1890), М.
Шинн (1905), У.А. Габбини (1893), Р. Мардсена (1903), Ч. Майерс (1908), Е. Вули (1909),
В.П. Бражас (1911), В. Прейера (1912), К. Валентайн (1914), Р. Степлз (1932).[Список
авторов, приводится в работе К.В. Бардина (1972).]
Учитывая, что в различных исследованиях использовалось разное количество цветовых
стимулов, в таблицу внесены данные о предпочтении тех цветов, которые упоминались не
менее, чем в пяти работах. Количество цветовых позиций для удобства ограниченно
числом восемь. Если в цветовом списке какого-либо из указанных выше авторов цвет
занимал место ниже восьмого, то проводилось округление до восьми.
Таблица 2.2.2.1. Цветовые предпочтения детей
Позиция цвета в цветовом ряду предпочтений
Цвет
1
2
3
4
5
6
7
8
Средний ранг
Красный
8
2
1
1
 
 
 
 
1.58
Желтый
3
4
1
1
 
1
 
1
2.00
Голубой \ синий 1
1
4
1
2
 
 
1
3.70
Коричневый
 
1
 
1
3
 
 
 
4.20
Зеленый
 
3
1
1
 
 
1
2
4.75
Оранжевый
 
 
2
1
 
 
2
 
4.80
Фиолетовый
 
 
 
2
 
2
 
1
5.60
Во всех работах в состав цветовых стимулов включался красный цвет. Как видно из
таблицы 2.2.2.1. по результатам восьми работ он занимает первое место в списке цветовых
предпочтений детей, а в остальных случаях не опускается ниже 4-го места. Подобный
результат дает право считать его «самым любимым» цветом детского возраста, учитывая
еще и тот факт, что первую от последней работы из выше приведенного списка отделяет
более полувека, а работы проводились в разных странах.
Вслед за красным следует желтый, использовавшийся в одиннадцати исследованиях. В
девяти из них он также не опускается ниже четвертого места и, хотя он менее
«популярен», чем красный, положительное отношение к нему у детей значительно
превалирует над отрицательным. Красный и желтый — цвета «активной стороны»
пользуются у детей младшего возраста значительно большей симпатией, чем какие-либо
другие цвета, как это видно из таблицы 2.4. (ср. среднее значение их рангов).
Цвета коротковолновой части спектра (синий и зеленый) значительно проигрывают им в
популярности. Несколько странным выглядит невысокое место в ранговом ряду
предпочтений оранжевого цвета, но здесь надо учитывать, что он использовался только в
пяти работах, а цвета, о которых говорилось выше, не меньше, чем в восьми.
Р. Франсе в «Психологии эстетики», а также М. Сент-Джордж и В. Уолтон (см. М.
Афасижев — журн. «Искусство», 4, 1971 г.) делают вывод о «врожденности цветовых
Hosted by uCoz