предпочтений детей». По их данным, дети в возрасте до 1 года независимо от
национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения:
красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.
Любовь детей к цветам «активной стороны» проявляется и в их рисунках. В работе В.С.
Мухиной (1981) показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще
всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый»,
«чистый». Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать эти
цвета при рисовании как можно чаще, что в свою очередь, приводит, с точки зрения
взрослого наблюдателя, к нереалистическому изображению (в терминологии В.С.
Мухиной «неподражательный цвет»). Так возникают красные и желтые дома,
самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми
(особенно до 5-ти лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто
нелюбимое и неприятное для ребенка. При этом, дети могли давать пояснения типа:
«черное грязное некрасивое».
Несмотря на различия методологических подходов и методик исследования в
рассмотренных работах, тенденция предпочтения детьми ярких и светлых стимулов
проявляет себя постоянно.
Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973), изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и
возраста, выявили, что дети от 4-х до 10 лет отдают предпочтение красному, пурпурному,
розовому и бирюзовому и отвергают черный, темно-коричневый и серый. Причем, в
детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми.
Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями.
«Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному;
ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к
самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании, главным образом,
желтый» (с. 88).
В нашем исследовании цветовых предпочтений детей дошкольного (5-6 лет) и младшего
школьного возраста с помощью 8-ми цветового теста М. Люшера, а также в
неопубликованной работе О. Кизиловой и Е. Беляевой также подтверждается указанная
выше тенденция. Независимо от пола детей, ими часто всего предпочитались фиолетовый
(который у Люшера сдвинут больше в сторону красного), красный и желтый, а
отвергались черный, серый и коричневый.
При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации
цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым
стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким
цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких
цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку
чувствовать себя комфортно. Основатель Вальдорфской школы педагогики Рудольф
Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для успокоения ребенка
трех-четырех лет.
Подобные факты дают основание считать, что нервная система здорового ребенка
действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой
части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на Центральную
нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с
витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с
явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может
|