является аскетической, но вместе и педагогической формой духовного испытания:
своего рода школа страсти, урок майевтики, эротической и иронической в одно и то же время.
"Молодая девушка прирожденный ментор, у которого всегда можно учиться, если ничему другому, так по крайней
мере искусству обмануть ее же! Никто на свете не научит этому лучше ее самой". (С. 153.)
"У всякой девушки, как у Ариадны, есть нить, помогающая отыскать дорогу в лабиринт ее сердца... но не ей самой,
адругому". (С. 169.)
предстает как агональная форма дуэли или войны не насилия, не какого-то силового отношения, но всегда только
состязания, военной игры. Здесь обольщение, как и всякая стратегия, складывается из двух синхронных движений:
"В отношениях с Корделией мне нужно прибегнуть к двойному маневру... Борьба с ней начинается, и я отступаю, суля
ей победу надо мной. В своем отступлении я демонстрирую перед ней все оттенки любви: беспокойство, страсть, тоску,
надежду, нетерпение... Все это, проходя перед ее умственным взором, производит глубокое впечатление на ее душу и
оставляет в ней зародыши подобных же чувств. Это нечто вроде триумфального шествия: я веду ее за собой, воспевая
победу и указывая ей путь. Увидя власть
199
|