ства (особенно в чистой форме азартной игры). Личностные черты допускаются сюда только
в виде любезности или соблазнительности, лишенные какого бы то ни было
психологического эквивалента. Так проходит игра божественная прозрачность направ-
ляющего ее Правила.
Очарование игры порождается этим избавлением от всеобщности в конечном пространстве
этим избавлением от равенства в непосредственном дуальном паритете этим
избавлением от свободы в обязательстве этим избавлением от Закона в произвольности
Правила и церемониала.
В каком-то смысле люди более равны перед церемониалом, чем перед Законом (отсюда,
возможно, та приверженность вежливости и церемониальному конформизму, которой
отличаются в особенности малообразованные слои общества: конвенциональными знаками
обмениваться проще, чем нагруженными смыслом, "интеллигентскими" знаками). Люди и
более свободны в игре, чем где бы то ни было, потому что им не приходится по-настоящему
усваивать правило, они должны лишь выказывать по отношению к нему чисто формальную
верность и они избавлены от требования преступать его, как обстоит дело с законом.
Правило освобождает нас от Закона. Избавляет от принуждения выбора, свободы,
ответственности, смысла! Только силой про-
239
|