Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 300 
Next page End  

ритуального к социальному и от последнего к... Но дальше следует серия вопросительных
знаков, символизирующих бессмысленность любых прогнозов. Ясно, однако, что ритуальное,
или церемониальное, предшествует социальности. Это способ организации так называемых
примитивных обществ, основанных на символическом обмене. (Однако для кого
примитивных? Разве нет в этом определении высокомерия культуры прогресса, культуры, не
менее ограниченной во времени и по сфере своего (воз)действия, нежели те самые общества,
которые она стремится встроить в собою же детерминированный эволюционный ряд?)
Мы понимаем, что символический обмен — иное взаимодействие людей, вещей и знаков
по сравнению с известным нам сегодня. Всякая произвольность знака снимается взаимным
обязательством — правилом, производным от конкретных ситуации и статуса. Можно
сказать, что обязательство и есть знаковая референция, что правилом задаются как сами
коммуниканты (вернее, партнеры), так и их отношение. Знаки в некотором смысле "связаны",
но в этой связанности обратимы: дар оборачивается неэкономическим отдаром, обмен —
жертвоприношением, жизнь — смертью, а время — циклической фигурой. Но все это —
скорее проекция бодрийяровской "обратимости" ("реверсии") как ключевого понятия в
общества прошлого: в книге мы
10
Hosted by uCoz