Истерия принадлежит к последней классификации, неврастения к первой. В ходе дальнейшего
аналитического исследования было обнаружено, что психические факторы присутствуют в каждом
неврозе. Это открытие оправдывало неприятие аналитиками концепции актуальных неврозов, хотя они
никогда не отвергали идею о двух различных нозологических категориях. Следствием такого подхода
стало то, что тревога соматическое проявление рассматривалась целиком как результат
психического нарушения. Телесная реакция была низведена до вторичного явления.
Вильгельм Райх взялся за изучение проблемы актуальных неврозов с того места, где Фрейд
оставил ее. Зная, что тревога это соматический симптом, Райх понял, что он может быть вызван
только физическим нарушением, то есть каким-то нарушением сексуальной функции на телесном уровне.
Это означало то, что в каждом неврозе, в котором присутствует беспокойство (а оно присутствует во
всех психоневрозах), также должно быть какое-то сексуальное нарушение. Таким образом, там, где
Фрейд и другие аналитики придавали особое значение психическим факторам невроза, Райх показал
важность соматических факторов. Если сексуальное возбуждение не получает полной разрядки либо
по психическим, либо по другим причинам, то скапливается напряжение, и человек испытывает
беспокойство. Из этого логически следует, что если произойдет полная разрядка, то не будет больше
беспокойства. А поскольку невроз без беспокойства теряет свой смысл, то он сам исчезнет при полном
сексуальном удовлетворении.
Райх подтвердил эту гипотезу как своей работой с пациентами, так и наблюдениями за людьми.
Люди, которые испытывали полное удовлетворение от оргазма, не проявляли никаких признаков
невротического поведения, и наоборот, пациенты, которые получали это удовлетворение в результате
анализа, избавлялись от всех признаков своей невротической болезни. Райх также обнаружил, что
только те пациенты, которые были в состоянии поддерживать в себе эту способность к полной разрядке
оргазмом, оставались свободными от невротических расстройств. В результате этого инсайта он
сформулировал принцип, согласно которому функция оргазма /28/ заключается в разрядке избытка
энергии или возбуждения в организме и, таким образом, в поддержании эмоционального здоровья,
предотвращая скопление напряжения.
Благодаря такому принципу прорыв к телу стал возможным. Сексуальное возбуждение на
соматическом уровне ничем не отличалось от такого же возбуждения в психической сфере. Каждый
психический конфликт находил свое отражение в соответствующем физическом расстройстве, и то, что
логически вытекает из этого, также является истинным. Ум и тело не являются двумя отдельными
сущностями, но представляют собой два взаимосвязанных аспекта человеческого бытия.
Их отношение друг к другу было выражено в концепции психосоматического единства и
противоположности. Они оба в равной степени «заряжаются» одним и тем же возбуждением, однако
при этом каждый может оказывать влияние на другого. Рамки этой книги не позволяют мне более
подробно изложить те размышления, наблюдения и опыты, которые привели Райха к этим великим
концепциям. Все мои мысли, выраженные в предыдущих частях этой книги, возникли на их основе.
Концепции Райха также привели к еще одному очень важному выводу, а именно: либидо, или
сексуальное возбуждение, не является психическим явлением, это реальная физическая сила или
энергия. Такой вывод подкрепляется целым рядом наблюдений. Первое: мы все знаем, что сексуальное
возбуждение бывает разным по своей силе. Эти различия нельзя объяснить с физиологической точки
зрения, иначе как предположив, что они представляют собой разные количества либидного заряда или
катарсиса системы половых органов. Второе: половой заряд или энергия могут питать другие органы,
поднимая в них уровень возбуждения губы, соски и даже анус. Через возбуждение эти органы
обретают эротическое качество, сходное с возбуждением половых органов. Третье: любое уменьшение
энергетического уровня организма, как, например, при депрессии, снижает либидный заряд. В-
четвертых, только возбуждение половых органов напоминает нам о сексе, дает ощущение, насколько
напряжен организм или насколько назрела потребность его напряжения. Без сопутствующего заряда
половых органов мысль о сексе теряет свою силу.
Физическую силу или энергию, рассматриваемую как либидо, нельзя ограничивать только
сексуальностью. По гипотезе Юнга, она должна восприниматься как жизненная энергия в целом. Она
доступна для всех потребностей организма либидных или агрессивных, моторных или сенсорных.
Как сами направления, так и выходные отверстия определяют сущность влечения и чувства. Протекая
|