может передавать как положительные, так и отрицательные ощущения. Прикосновение теплой руки
ощущается совсем иначе, чем холодной. Мы получаем положительные ощущения, когда рука,
касающаяся нас, жива, заряжена энергией и чувством. Прикосновение подобно улице, по которой
можно двигаться в двух направлениях. Касающаяся рука также приходит в возбуждение от
прикосновения. Чувство есть состояние возросшего возбуждения. Мы соприкасаемся с другим
человеком только тогда, когда энергия нашего организма находится в контакте и возбуждает энергию
другого организма. И наконец, мы соприкасаемся с самой жизнью только тогда, когда наша энергия или
чувство взаимодействует с окружающей нас жизнью.
Духовность тела
Биоэнергетический анализ подходит к личности и к человеческим проблемам с точки зрения тела
и его функций. Появление такого подхода было обусловлено тенденцией западной культуры, которая
приравнивала тело к плоти, а ум к духу. В результате ум рассматривался как высший аспект
человеческого существования, в то время как телу отводилась низшая и второстепенная роль. Одной из
причин такого отношения мог быть факт прямохождения, при котором голова возвышается над всем
остальным телом. Но были и другие существенные причины. Человеческий мозг является уникальным
явлением. Способность человека рассуждать и мыслить абстрактно все еще внушает нам благоговейный
страх. Поэтому для человека казалось логичным отождествить свой ум с Богом.
Познание было настолько важным для развития цивилизации, что, казалось, им можно было
оправдать отрицание притязаний тела на равное внимание. Сейчас же мы обнаруживаем, что это было
серьезной ошибкой. Хотя тело человека имеет такую же структуру, как и у других млекопитающих, оно
все же уникально по многим важным параметрам. Человек является единственным животным, которое
в вертикальном положении обладает совершенным равновесием благодаря укрупнению области таза.
Вертикальная поза открыла самую уязвимую часть человеческого тела внешнему миру. Оказавшийся в
таком положении человек будет больше осознавать свои нежные чувства и будет более способен
выражать и получать любовь. Человеческая рука отличается не только обособленной постановкой
большого пальца. Ее чувствительность и гибкость поистине поразительны. При наблюдении за игрой
пианиста складывается впечатление, будто его руки двигаются сами по себе. Своим рукам человек
обязан высокоразвитой функцией осязания, которая играет очень важную роль в познании реальности.
Сейчас мы наблюдаем рост внимания к телу, и мы постепенно отходим от старого деления,
которое рассматривало разум и тело как два отдельных и разных существа. Разум и тело идут рука об
руку. Может ли разум существовать отдельно от тела или тело существовать само по себе? Ответ нет.
У греков есть хорошая пословица на этот счет: в здоровом теле здоровый дух. Духовность человека не
является функцией одного лишь его разума, но его целого существа. Чувство духовности, как и любое
другое чувство, представляет собой телесное явление. Представление о духовности психическое
явление. Между ними можно провести такое же различие, которое я раньше провел между убеждением
и верой.
Тем не менее мы должны признать, что представление и чувство не всегда совпадают, разум и
тело не всегда идут рука об руку на поверхностном уровне. Человек может задействовать разум в
деятельности, которая не включает участие его тела. Таким же образом он может совершать телесные
движения без ведома ума. Мы знаем, что сознание может напрямую воздействовать на тело и что тело
может оказывать влияние на сознание. Примирение этих двух взглядов на взаимосвязь тела-разума, их
внешней двойственности и лежащего в основе единства было достигнуто Райхом в его диалектической
концепции, которая объясняет как противоположность, так и единство всех психосоматических
явлений. Примирение этих явлений показано на следующей диалектической диаграмме (рис. 11).
|