то перечили им. Либо ребенок выполняет требования родителей, либо ему дают понять, что он чужой.
Мы увидим результаты такого воспитания на примере изучения конкретного случая, который будет
представлен позже.
Но за этой внешней покорностью кроется чувство бунта, которое со временем становится все
настойчивей. У пациентов с сильной депрессией можно обнаружить следующее отношение, как
правило, запрятанное глубоко, «Меня вынудили почувствовать себя нелюбимым и ненужным.
Сейчас мне действительно уже ничего не нужно». Может показаться, что такое упорство объединяет
борцов за общее дело, но редко служит для них общим чувством. Люди, у которых нет веры, не
родственны по своему духу, хотя и могут оказаться по одну сторону баррикады или в рядах одной
демонстрации.
Леча депрессивного пациента, нужно понять его упорство, его несговорчивость и принять его
бунт. Только при помощи своего бунта он может мобилизовать свои чувства, которые освободят его и
сделают настоящей личностью. Он протестует против системы, которая лишила его права быть самим
собой и лишила его чувства безопасности, которое ассоциируется с этим правом правом любить и
быть любимым. Но не в своем бунте он обретет необходимую для себя веру или твердую землю, на
которую сможет встать. Бунтовщик все еще является чужаком, не принадлежащим обществу,
бунтовщиком, который страстно желает принадлежать ему, но не может или не хочет признать своего
желания.
Мы просим пациента не отказываться от бунта, а лишь выйти за его пределы и приблизиться к
вере в жизнь, которая превосходит любую систему или идеологию. Связывая его с чувствами своего
тела, с животной сексуальностью и, наконец, с землей, откуда он появился, мы возвращаем его
человеческому роду и царству природы. Мы возвращаем его к той первичной вере, которая служила
поддержкой его самым древним предкам, вере в то, что он был рожден для этого мира и что мир
предназначен для него. Как и почему заземление индивида может осуществить эти цели требует
дальнейшего исследования.
Заземление это биоэнергетическая концепция, а не просто психологическая метафора. Когда
мы заземляем электричество, мы обеспечиваем разряду выход его энергии. В человеке заземление также
служит для выхода или разряда телесного возбуждения. Избыток энергии живого организма постоянно
разряжается через движения или через половые органы. И то, и другое функции нижней части тела.
Верхняя часть тела в основном ответственна за поглощение энергии либо в виде еды и кислорода,
либо в виде сенсорной стимуляции и возбуждения. Эти два основных процесса зарядки наверху и
разрядки внизу обычно находятся в равновесии. Внутри тела происходит энергетическая пульсация:
чувство движется вверх, по направлению к голове, когда мы нуждаемся в энергии или в возбуждении, и
вниз, по направлению к нижней части тела, когда нам необходима разрядка. Если человек не может
зарядиться в достаточном объеме, то он будет слабым, «недозаряженным», без жизненной энергии. Если
же он не может разрядиться в необходимом объеме, он повиснет в воздухе, потеряв связь с землей. Он
может «повиснуть» на какой-то иллюзии, будучи не в состоянии спуститься на землю, пока не рухнет
сама иллюзия, за которую он цеплялся. Но человек даже после этого не сможет удержаться на земле,
если он не обучен основам заземления разряда.
Функция разрядки переживается как удовольствие. Мы можем судить об этом по своим общим
переживаниям, которые говорят нам, что разрядка любого состояния напряжения или возбуждения
приятна. Нам известно это также от сексуального удовольствия, когда разрядка чувств протекает
наиболее интенсивно. На это указывал еще Зигмунд Фрейд, а Вильгельм Райх в своих трудах более
подробно изложил это явление. Мы также знаем, что такое боль, возникающая от неспособности
разрядить состояние напряжения. Мы можем предположить, что «зависший» индивид находится в
состоянии боли, однако он не переживает свою боль на сознательном уровне. Он намертво приварил
себя к ней, сделав структуру своего тела жесткой и неподвижной. И он боится расслабить свою
жесткость, так как это вызовет боль. Когда такое «зависшее» состояние становится второй натурой
человека, он перестает осознавать свою жесткость. То, что он в действительности ощущает, это
отсутствие удовольствия в своей жизни, вынуждающее его усиливать стремление к богатству, успеху,
славе или добиваться любой другой цели, которую поставила перед ним иллюзия. Он оказывается
зажатым в порочный круг, который будет уносить его по спирали все выше и выше, пока не рухнет
|