Но есть и те попытки, которые заканчивались успешно, желание умереть является частью
мотивации такого действия. Причины, которые приводятся для объяснения этого желания, можно
обобщить в следующих утверждениях: «Жизнь не стоит того, чтобы жить», «Жизнь не имеет никакого
смысла» и, наконец, «Я не могу продолжать так больше жить». Я не могу оспаривать эти утверждения,
когда их произносит пациент: я не нахожусь в его положении и не могу ему ничего обещать. Но я
указываю ему, что это не тело, которое хочет его смерти.
Если бы это было так, то он бы умер, как дикое животное, когда оно умирает своей естественной
смертью. Самоубийство это сознательное и преднамеренное действие, в котором эго отталкивает
тело, потому что оно не смогло соответствовать представлению эго о нем. В мужчинах этот образ всегда
является силой и мужественностью, а в женщинах сексуальной привлекательностью и
женственностью. До какой же степени подавляющим должно быть чувство несоответствия образа
действительности, что оно может привести к самоуничтожению!
Утверждение «ты подвел меня», лежащее в основе самоуничтожения, направлено как на себя, так
и на других. Самоубийство это упрек в равной степени тем, кто изображает поддельный интерес к
индивиду, и отторжение своей телесной самости. А поскольку самоубийство всегда служит для того,
чтобы заставить семью умершего почувствовать свою вину, то его также нужно рассматривать как
выражение враждебности и негативного отношения к ним. Коллеги одного психиатра, очень большое
количество пациентов которого заканчивали жизнь самоубийством, рассказали мне, что он делал все
возможное, пытаясь заверить потенциальных самоубийц в своей поддержке. «Звоните мне в любое
время, когда я вам понадоблюсь», говорил он всем своим пациентам. Но почему тогда так много
самоубийств? Единственный вывод, который я мог сделать, это то, что у его пациентов была
потребность всего лишь сказать: «Ты подвел меня» или «Ты не помог мне». И он действительно не
помог им: не смог понять в них эту потребность. Если кто-то не замечает или отрицает такое чувство в
пациенте, то он может подтолкнуть его доказать свою правоту крайним способом лишить себя
жизни.
В своей работе под названием «Печаль и меланхолия», на которую я буду ссылаться позже, Фрейд
высказал мнение о том, что самоубийство отчасти мотивируется садистскими и враждебными
чувствами. Именно садизм разрешает непонятную склонность к суициду. Доводы для этого утверждения
он приводил еще раньше: «Страдающим (от меланхолии) обычно в конце концов удается отомстить
первичным объектам, используя при этом обходной путь самонаказания и всячески истязая их при
помощи своей болезни, которую они развили в себе, чтобы избежать необходимости открыто выражать
враждебность к своим любимым людям». Фрейд не имел в виду, что депрессивная реакция является
преднамеренным маневром причинить боль любимому человеку. Он хотел сказать, что между
депрессией, самоубийством и подавлением враждебности существует взаимосвязь, на которую нельзя
смотреть сквозь пальцы, если мы хотим понять депрессию человека и его склонность к самоубийству.
Когда человек совершает самоубийство, это означает, что он не может жить с самим собой. Он
больше не может выносить отрицательных и враждебных чувств внутри себя, и он не может выразить
эти чувства, кроме как через какое-то разрушительное действие. Вот почему убийство и самоубийство
часто происходят вместе: сначала, естественно, убийство, а потом самоубийство. Один из
эффективных способов, который я обнаружил, помогающий потенциальным самоубийцам, заключается
в том, чтобы указать им на то, что их действия частично направлены против меня, то есть таким
образом они перекладывают вину на меня за мою предполагаемую оплошность. Такой подход часто
вызывает гнев у пациента, за которым следует враждебность по отношению ко мне, уже не столь
разрушительная для него самого.
Но разве эмоциональное умирание человека не является схожим упреком? Депрессия, как и
самоубийство, может вызвать огромную вину в семье депрессивного человека. Поэтому депрессию
также можно рассматривать как крик о помощи. «Смотрите же! Я не могу больше сам справляться со
своим положением!» Однако если мы хотим помочь человеку, находящемуся в депрессии, то поддержка
будет неэффективной, пока останутся незатронутыми его скрытые отрицательные чувства. Ему нельзя
дать любовь и одобрение, которых ему не хватало в детстве. Нереально пытаться сделать это он по-
прежнему останется в депрессии, как бы доказывая вам: «Вы тоже не смогли помочь мне».
На сознательном уровне человек в депрессии говорит: «Я не хочу откликаться на вашу помощь», и
|