фантазии были сосредоточены на романтической любви, и она призналась, что боготворила каждого
мальчика уже издали. Чтобы завязать с ними отношения, она занималась в спортивных секциях для
мальчиков и часто оказывалась победительницей в их же собственных играх. Но этот интерес пропал,
когда она стала подростком. Она упомянула, что в этот период ее сексуальные конфликты достигли
такой силы, что она была на гране агонии. Она не мастурбировала, что дало бы ей некоторую разрядку,
частично из-за того, что мастурбация была затабуирована, а отчасти из-за того, что она искала своего
спасителя. Она искала героя-принца на белом коне, который бы прорвался через непроходимую
колючую изгородь, окружавшую ее, и оживил бы спящую принцессу. Джоан называли Принцессой те
члены ее семьи, которые одновременно и восхищались ею, и выражали свое недовольство ее особыми,
с виду королевскими, манерами.
Когда Джоан исполнилось шестнадцать, герой действительно появился. Это был молодой
человек, который, будучи поражен ее красотой и элегантной осанкой, отвинтил номер ее машины,
чтобы таким образом узнать ее имя и адрес. К ее огромному удивлению и восторгу, он в самом деле
оказался героем футбольной команды колледжа. В течение двух лет создавалось впечатление, что ее
романтические фантазии наконец-то смогут осуществиться. Влюбленные перепробовали все
разнообразные сексуальные игры, но из-за своего воспитания они никак не могли довести свою страсть
до полового акта. В конце концов, они решили, что для них будет лучше расстаться.
В течение последующих лет Джоан заводила знакомства с несколькими мужчинами. Каждый раз
отношения начинались такими же большими надеждами, и каждый раз они заканчивались ничем, эти
надежды рушились, потому что Джоан постоянно обнаруживала какой-то существенный недостаток в
личности своего возлюбленного. Ей просто не приходило в голову, что она искала несуществующего
человека или что она, своей собственной личностью, способствовала крушению ее отношений с
мужчинами. Она искала не реального мужчину, а принца из своих фантазий. Она не могла отдаться
реальному человеку, потому что ее сердце было заключено в статуе, которую нужно было сначала
разбить, чтобы освободить из нее живого, настоящего человека. Но мужчины, которых она привлекала,
восхищались статуей, не понимая, что именно это качество в Джоан разрушало все их влечения к ней.
Она не могла отдаться им, а они не могли завладеть ею.
Как же человек становится статуей и почему? Поскольку такая характерологическая поза не
принимается осознанно в том смысле, что она не структурируется в теле как часть личности, мы
должны изучить эмоциональный фон, в котором протекало детство Джоан, чтобы найти те силы,
которые замуровали ее в статую. В ходе терапии Джоан вспомнила очень важный сон. Ей снилось, что
она идет по прекрасному мраморному залу, в конце которого она видит свою мать в виде статуи на
постаменте. Приблизившись к ней, она с ужасом наблюдает, как руки статуи откалываются и
разбиваются об пол. В этом сне можно выявить очень много интересных подробностей. С одной
стороны, сон открыл, что Джоан отождествляла себя со своей матерью, потому что приписывала ей ту
же самую позу, которая впоследствии развилась в ней самой.
Я не знаю, была ли у матери Джоан такая же осанка. Редко случается, что, идентифицируя себя с
одним из родителей, ребенок становится его зеркальным отражением. Обычно в идентификации
присутствуют как положительные, так и отрицательные качества, поэтому ребенок будет
демонстрировать поведение, которое будет походить и одновременно отличаться от родительского.
Джоан описала свою мать одинокой, страдающей женщиной, чья боль так и бросалась в глаза. Сама же
она шла на какие угодно жертвы, лишь бы никто не заметил ее собственных страданий. Как принцесса
она была выше их, а как статуя она была глуха к ним.
Характер сна проливает нам некоторый свет на отношения Джоан со своей матерью. Мраморный
зал, вероятно, красив, но он пуст и холоден. Мать в нем появляется не как теплое, любящее или живое
существо, а как застывшая в неподвижности статуя. Вот Джоан подходит к ней, может быть, с желанием,
чтобы ее взяли на руки (у большинства маленьких детей возникает такое желание), но ее ужасает
неспособность матери протянуть к ней руки или подержать ее на руках. Беспомощность матери, которая
проявляется в образе отваливающихся рук, приводит ее в ужас, потому что Джоан тоже чувствовала
себя беспомощной всю свою жизнь, хотя и не признавала этого на сознательном уровне. Позже мы
увидим почему. Здесь же важно признать отсутствие теплых и прочных отношений между матерью и
дочерью. Это объясняет, почему Джоан не плакала, когда умерла ее мать. Лишь слезы отца заставили ее
|