недуга.
5. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДЕПРЕССИЮ
Утрата объекта любви
Феномен депрессии вызывал интерес многих деятелей психоанализа, начиная с Фрейда. Это
легко понять, поскольку депрессия была и остается одной из главных причин обращения людей за
психиатрической помощью. Фрейд заинтересовался этим явлением еще в 1894 году. Его весомый вклад
в наше знание о депрессивной реакции содержится в его труде под названием «Печаль и меланхолия»,
который был опубликован в 1917 году.
В этой работе Фрейд показал, что существует связь между печалью и меланхолией (в то время так
называли состояние депрессии). Оба состояния имеют много общего: глубоко болезненное уныние,
утрата интереса к окружающему миру, потеря способности любить, торможение любой активности.
Однако меланхолия также включает в себя потерю самоуважения чувство, которое не теряет человек,
находящийся в состоянии печали. Если на потерю самоуважения посмотреть с биоэнергетической точки
зрения, то различие между этими двумя состояниями становится существенным. Печаль представляет
собой живое, энергетически заряженное состояние, в котором боль от потери выражается и разряжается
при полном содействии эго человека. В депрессии или меланхолии эго разрушено энергетическим
обесточиванием тела, которое привело к безжизненному состоянию человека, характеризующегося
отсутствием какого-либо взаимодействия с окружающей средой. Несмотря на то что Фрейд уделял
исключительное внимание психологическим факторам депрессии, мы не перестаем поражаться ясности
и глубине его понимания этой проблемы. Он указал, что печаль также выполняет свою необходимую
функцию а именно: она дает человеку возможность получить назад чувства или либидо, которые он
затратил на потерянный объект любви, и задействовать их в других отношениях. Но в реальности это не
так просто осуществить. Человеческий ум имеет тенденцию цепляться за потерянный объект и отрицать
реальность его потери. Он делает это, чтобы избежать боль разлуки. Как следствие, боль не
высвобождается в форме горя, и разлука продолжается, а эго остается привязанным к потерянному
объекту, лишенным способности устанавливать новые отношения.
В состоянии печали потеря известна и принята; в меланхолии она либо неизвестна, либо не
признается. Однако почему это происходит в состоянии меланхолии приводило Фрейда в
недоумение. Мы предложим свое объяснение этому явлению позже. Пока лишь подчеркнем факт, что
потеря не признана. Эго идентифицируется с объектом и включает его в себя. Человек продолжает жить
так, как будто потеря не произошла, и модифицирует свое поведение так, чтобы не допустить ее
признания. Совершенно неожиданно для себя я понял это, когда лечил одного пациента несколько лет
назад. Пациентом была женщина в возрасте чуть больше тридцати лет. Она страдала от депрессии и
головных болей в форме мигрени. На первых этапах нашей работы она рассказала мне, что ее отец умер,
когда ей было семь лет. В ходе терапии стало очевидным, что она очень тяжело пережила эту потерю,
потому что переносила на отца жажду любви, признания и безопасности всего того, что не смогла
обеспечить ей мать. Прогресс в терапии, хотя и был устойчивым, шел очень медленно. Несмотря на
многие значительные улучшения в ее состоянии, она вновь и вновь сталкивалась со своими
проблемами. Когда обнаружилось, что она не может установить отношения с мужчиной, которые бы
принесли ей удовлетворение, я объяснил это тем, что она все еще цепляется за образ своего отца. К
моему удивлению, она сказала мне, что никогда и не признавала его потери. К этому подстрекала ее
мать, которая постоянно твердила ей: «Отец наблюдает за каждым твоим движением. Он знает обо
всем, что ты делаешь». Она все еще пыталась заслужить его одобрение. После такого признания
последовала значительная перемена к лучшему, и вскоре ее терапия подошла к завершению. Она
осознала, что у нее произошел сильный перенос на меня как на замену фигуры отца и что от меня она
тоже пыталась получить одобрение. Она переживала затем эту попытку как борьбу, от которой хотела
отказаться. Она также поняла, что ей придется потерять и меня тоже, чтобы потом найти себя. И когда
|