Позвольте мне сказать в начале этого обсуждения, что не все родители превращают воспитание
ребенка в игру. Оно становится игрой, когда о конечном результате судят с точки зрения выигрыша или
проигрыша. Цель этой игры воспитать ребенка, который будет социально приемлемым. В
современном мире такой результат довольно сомнителен, он всегда содержит элемент случайности.
Родители, играющие в эту игру, используют всю свою смекалку, чтобы как-то оказать влияние на
ситуацию, надеясь, что они сделают правильный ход и выиграют. Но ставки в этой игре не имеют
никакого отношения к реальной ситуации. Выигрыш для играющего родителя означает достижение
какого-то постороннего результата, некую награду или восхваление, которые бы упрочили его победу.
Когда родитель чувствует, что проигрыш унизит его, нанесет урон его самоуважению, он также
начинает относиться к воспитанию ребенка как к игре.
Полное название игры, в которую играют родители, «Как воспитать ребенка, не испортив
его». Награды кажутся высокими. Родители, которым удалось воспитать хорошего, послушного ребенка с
замечательными, пристойными манерами, получают хвалу и признание друзей, учителей и других
представителей общества. А те родители, которые потерпели неудачу, считаются слабовольными, не
имеющими уважения или авторитета в их собственном доме. Фраза «Ты позволяешь своему ребенку
вить из тебя веревки» показывает презрение к несчастному родителю, который в глазах многих является
слабым и никудышным человеком. Есть еще и другое невыраженное и часто не признаваемое
вознаграждение, которое родители надеются получить, а именно: хороший ребенок будет привязан к
своим родителям, особенно в их преклонные годы. Он будет добросовестно выполнять свою
обязанность заботиться о них, когда они станут больными и немощными.
Грудной младенец или ребенок, невольно участвующий в игре, поначалу совершенно не
осознает, что происходит. Тем не менее игра уже началась, и, как и в других играх, ребенка нужно
перехитрить, если необходимо добиться желаемого результата. Родители совершенно верно
предполагают, что ребенок будет сопротивляться и что с помощью разумного сочетания
вознаграждений и наказаний его сопротивление можно преодолеть. В качестве вознаграждений
применяются: похвала, игрушка, снисхождение к мелким капризам или прихотям и т. д. В качестве
наказания угрозы потери любви, неодобрение, запреты и ограничения, порицания и физическое
воздействие.
Родители, использующие эти приемы, не думают, что они играют в игру. Им действительно
кажется, что все это очень серьезно и что все так и должно быть. Им кажется, что ребенок, которому
позволяют жить, как ему хочется, будет неудачником, бунтарем, которому будет трудно приспособиться
к жизни. И родители, которые боятся, что это может случиться, чувствуют, что они морально
ответственны за то, чтобы не допустить этого. Они чувствуют такое отношение к ребенку оправданным
и даже могут называть это любовью, с негодованием отвергая любое предположение о том, что это
отношение как раз означает отсутствие любви к нему. Кроме того, они будут считать послушного
ребенка любящим сыном или дочерью, а непослушного враждебно настроенным по отношению к
своим родителям.
Эта игра означает отсутствие веры как в человеческую природу, так и в своего ребенка. Если мы
верим, что ребенок прирожденный монстр, дикое животное, которое нужно приучить и
выдрессировать в цивилизованное существо, тогда нам остается только положиться на власть и
дисциплину как на единственные силы, способные обеспечить «упорядоченную» жизнь. Если мы
считаем, что люди по своей природе жадны, эгоистичны, лживы и разрушительны, тогда нашим
единственным источником, контролирующим поведение, будет сила полиции или армии. Такие
отношения могут показаться впадением в крайности, но мы действительно можем дойти до них, если
мы не обретем веры в жизнь. Вера подразумевает доверие своей собственной сущности, а также доверие
сущности других людей. Человек, обладающий верой, доверяет себе, когда поступает так, как считает
правильным для себя, и доверяет другим, включая своих детей, когда те поступают так же, по своему
выбору. Человек без веры не доверяет никому.
Если у родителей нет веры в своего ребенка, трудно понять, как у него может появиться вера в
себя или в своих родителей. Отношения между родителями и ребенком дегенерируют от любви и
взаимного уважения до конфликта и напряженности. Каждый рассматривает другого как соперника, к
которому в действительности, однако, он привязан. Возникают взаимные чувства обиды, которые еще
|