самодисциплину, в ней отсутствует эта коннотация. И между этими двумя видами дисциплины
существует важное различие. Изучение любой области знаний является дисциплиной, потому что
человек, связывающий себя с этим изучением, подчиняется авторитету своего учителя. Он становится
учеником, то есть тем, кто будет следовать за мастером и учиться у него. Но ученик не подвергается
наказанию, если он бросает вызов авторитету мастера. Он может быть отчислен, или ему просто
сделают замечание. Наказание должно применяться, когда кто-то пытается выдрессировать животное
или человека для подчинения своим приказам. Дрессировка и обучение две совершенно разные
методики. Мы дрессируем, а не даем возможность познания. Мы сами не верим, что то, чему мы
обучаем, согласуется с сущностью учащегося, его запросами и желаниями.
Ребенок сам по себе, без принуждения, последует по пути родителей, если это путь любви,
приятия и удовольствия. Он будет уважать их ценности и осознанно идентифицирует себя с ними. Но
он также будет отстаивать свою индивидуальность и требовать свободу, чтобы познать все самому.
Таким образом он познает жизнь и вырастет в зрелого, независимого человека, который сможет прочно
стоять на собственных ногах. Его путь не будет сильно отличаться от пути его родителей. Да и с чего
бы? Поскольку их путь был источником удовольствия для ребенка, у него нет никакой мотивации, чтобы
потом как-то радикально менять его. Вот такое действие оказывает вера.
Также с помощью эффективной дисциплины ребенка можно выдрессировать, чтобы он
придерживался пути своих родителей. Посредством правильного сочетания силы и поощрения из его
личности можно создать структуру той модели, которую они хотят получить. Конечно, если
вознаграждения недостаточно или наказания не слишком суровы, план может не сработать. Однако он
часто удается, и ребенок учится играть в игру.
Он знает, какое поведение заслужит родительское одобрение, а какое вызовет их недовольство и
порицание. Поэтому он приложит все сознательные усилия, чтобы быть тем, кем они хотят его видеть.
Хотя бессознательно он будет глубоко обижен тем, что у них отсутствует вера в него, а также тем, что
они не принимают его таким, какой он есть. Но это чувство обиды должно оставаться неосознанным:
если он участвует в игре, ему придется подавить любые чувства враждебности или неповиновения.
Ребенок, научившись играть, покажется хорошо приспособленным поверхностному
наблюдателю, который привык смотреть только на внешние аспекты поведения и который не может
распознать стоящие за ними телесные реакции. Он не поймет, есть ли у человека в его ногах или теле
связь с землей. Он только заметит, что ребенок или молодой человек, кажется, хорошо ладит со своими
родителями и с другими людьми, имеющими над ним власть; он также заметит, что его учеба достойна
всяческих похвал и что он нисколько не сомневается в правильности выбранного им жизненного пути.
Такой с виду хорошо приспособленный ребенок может годами продолжать разыгрывать из себя
мальчика-паиньку. Его поведение получит одобрение большинства людей, которое он будет
расценивать как проявление любви. Рано или поздно, однако, какое-то событие разрушит все его
иллюзии. Игра вдруг потеряет всякий смысл, хотя он может еще и не осознать этого. Он будет ощущать,
что потерял весь интерес и мотивацию продолжать игру. Он впадет в депрессию, но не будет знать
почему. Это довольно распространенный опыт показан на примере случая с Мартой.
Женщина на пьедестале
В первый раз я увидел Марту на тренировочном семинаре по биоэнергетическому анализу. Она
пришла туда со своим мужем, клиническим психологом, посмотреть, какую помощь она могла бы
извлечь из этого нового подхода. На этих тренировочных семинарах для профессионалов я с моими
коллегами объясняем связь между состоянием тела и личностью. Мы указываем, как можно проводить
диагностику личностных проблем, опираясь на манеру человека держать и двигать свое тело. Затем
участники проделывают некоторые биоэнергетические упражнения, описанные в предыдущих главах.
Таким образом, мы показываем им, как решаются их проблемы при помощи высвобождения
хронических мышечных напряжений, являющихся физическими отражениями этих проблем.
Глядя на тело Марты, меня больше всего впечатлило то, как она держала себя. Верхнюю часть
тела она вытягивала вверх, будто сознательно прилагая к этому усилия; ее плечи были подняты,
|