удовольствия (потому что удовольствие это та искра, которая заводит двигатель жизни) и правом
выражать свои чувства. Мы все хотим тех же самых прав для себя, но, если мы отказываем себе в этих
правах, мы будем отнимать их и у наших детей. Давать или отнимать, запрещать или разрешать все
эти права находятся вне компетенции родителей. Разрешение ребенку быть самим собой и выражать
себя подразумевает, что это разрешение можно отнять. Можно лишить ребенка этих прав, но это можно
сделать, если родители используют свою власть благодаря беспомощности ребенка или его
зависимости.
Вседозволенность нельзя отождествлять с любовью. Ребенок, воспитанный в уступчивой семье,
где ему что-то позволяют, может быть в одинаковой степени лишен любви, как и ребенок в
авторитарной семье. Он может тоже страдать от отсутствия чувства защищенности и так же добиваться
понимания у своих родителей. Однако, играя в игру, он столкнется с гораздо большими трудностями,
поскольку правила игры стали неопределенными и путаными. Несмотря на либерализм, проявляемый
его родителями, от него все-таки ожидают хорошей учебы в школе, хорошего поведения и послушания.
Но он не будет, как дисциплинированный ребенок, прилагать таких больших усилий, чтобы добиться
этих результатов, и его неудача вызовет неодобрение со стороны родителей, явное или скрытое.
Поэтому можно ожидать, что он воспользуется преимуществом такого вседозволенного отношения,
чтобы присоединиться к движению протеста и неповиновения. Он с легкостью может пристраститься к
наркотикам. Эта дорога тоже ведет в никуда, и он в конце концов тоже впадет в депрессию, не найдя
нигде веры, на которую он мог бы опереться в своей жизни.
Проблема вседозволенности заключается в том, что она является не положительным, а
отрицательным отношением к человеку. Вседозволяющие родители и преподаватели отвергли подход,
основанный на строгой дисциплине как в своей личной жизни, так и по отношению к другим, но они не
заменили ее внутренней моралью, которая дала бы чувство безопасности и порядка, необходимые для
подлинной свободы. Они стали придерживаться философии «подействует так или иначе», которая на
деле обернулась тем, что «ничего не действует». Разрешающий родитель так же запутался в себе самом,
как и в отношениях со своим ребенком.
Восстав против жестокости викторианского морализма, с его принятием двойного стандарта, он
отверг всю мораль. Поэтому неудивительно, что его мир также рушится.
Ни разрешение, ни жесткая дисциплина не решат наших трудностей. Поскольку акцент в
современной психологии делается на индивиде, то и ответственность за порядок и мораль должна
также ложиться на каждого человека в отдельности. Самодисциплина должна заменить устаревшую
авторитарную дисциплину. И все это должно происходить вместе с самоосознанием и
самовыражением, что обязательно включает такие концепции, как самообладание и сдержанность.
Родители, которые применяют к себе самодисциплину, будут воодушевлять ребенка развивать те же
качества, позволяя ему принимать возрастающую ответственность за удовлетворение его потребностей.
В основе лежит концепция саморегуляции, которая начинается в самом раннем детстве с так
называемыми требовательными чувствами. Ребенок, который сам себя регулирует, приобретет веру в
свое собственное тело и в свои телесные функции. Он станет человеком, ориентированным на свой
внутренний мир, способным к самодисциплине.
Саморегуляция отличается от вседозволенности по многим важным пунктам. Она не является
уклонением родителей от ответственности, что часто происходит со вседозволяющими родителями.
Скорее наоборот, родители, верящие в саморегуляцию, берут на себя ответственность находиться «там»
для ребенка, когда бы он в них ни нуждался. Это особенно важно, когда мать кормит ребенка грудью.
Такое ответственное поведение является удовлетворением его нужд, а не дозволением. Еще одно
отличие заключается в сущности задействованных функций. Саморегуляция, главным образом, имеет
дело с телесными функциями: ребенку разрешают самому определять, когда и что он будет есть, исходя
из того, что ему доступно; он сам определяет, когда и сколько его будут держать на руках в рамках
свободного времени его матери; его не принуждают развивать сфинктерный контроль за своими
функциями выделения, пока он физически и психологически не будет готов к этому, что происходит в
среднем в возрасте 2,5 3 года. Саморегуляция принимает ребенка таким, какой он есть, как только что
родившийся животный организм, она позволяет ему быть, кем он есть уникальной личностью
(индивидом).
|