Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 133 
Next page End  

Каждая религия взывает к чувству общности, единства, которые она несет в себе. Религиозный
человек чувствует себя частью сообщества людей, принадлежащих сообществу природы и сообществу
Бога или Вселенной. И каждый человек, ощущающий такую связь, является подлинно религиозным
человеком независимо от того, принадлежит ли он или нет какой-то религиозной группе. Сила каждой
религии проявляется в степени, до которой она взращивает чувство отзывчивости и ответственности в
своих приверженцах. Все религиозные системы придавали большое значение этому личностному
фактору в отношении человека к другим людям, к природе и к Богу. В результате такого подхода
укрепляется дух сообщества и в то же время усиливается чувство индивидуальности. Это является
лишним доказательством того, что человека, обладающего чувством личной отзывчивости и
ответственности, можно назвать религиозной личностью.
Религиозные учреждения теряют свою эффективность, когда они не могут удовлетворить нужды
человека принадлежать и выражать себя. В этом случае появятся новые системы мышления,
направленные на удовлетворение этих потребностей. Их вряд ли можно назвать религиозными, но они
будут иметь религиозный привкус для тех, кто обнаружит в них чувство общности, отзывчивости и
ответственности. Для многих людей опыт групповой терапии, особенно биоэнергетический анализ,
который содействует развитию духовных ценностей тела, удовлетворяет этим нуждам. На недавнем
семинаре для профессионалов по биоэнергетическому анализу один из участников сказал, что, по его
мнению, терапия — это религия будущего. Он имел в виду, что терапия и религия имеют общую цель —
дать человеку почувствовать свою принадлежность единому целому и в то же время почувствовать
свою индивидуальность; они также дают ему веру в жизнь и способность выражать себя.
Эгоцентризм и вера — диаметрально противоположные явления. Эгоцентрист заботится только
о своем имидже; человек веры заботится о жизни. Эгоцентрист стремится получить власть, потому что
чем больше у него власти, тем значительнее он выглядит в глазах окружающих. Человек веры стремится
получить удовольствие от жизни, которым он может поделиться с другими людьми. Эгоцентризм — это
вера в магию имиджа, особенно в магию слова. Для эгоцентриста имидж является всем; его
единственной реальностью. Он верит полностью в силу сознательного ума и отождествляет свое
существование с его процессами. Настоящая вера — это приверженность жизни духа, духа, который
пребывает в теле человека, проявляя себя в чувствах и выражаясь в движениях тела.
Немногих людей можно охарактеризовать как полных эгоцентриков, но в нашем обществе больше
людей стоят на стороне эго, чем на стороне веры. Наша культура, образование и социальные институты
покровительствуют позиции эго. За большей частью рекламы скрывается призыв к эго. Образование
укрепляет позиции эго, придавая большое, по-моему, преувеличенное значение абстрактному
мышлению. Абстрактное мышление ведет к диссоциации личности с окружающим ее миром, как
человеческим, так и природным. Конечно же, оно дало человеку огромную власть, которой он обладает
сейчас, но это было сделано за счет его веры.
Опасность, с которой мы сталкиваемся из-за этого коварного ослабления веры, носит
двойственный характер: для человека в отдельности она представляет угрозу депрессии, а для общества
в целом ведет к дезинтеграции тех духовных и общественных сил, которые наполняют социальные
институты смыслом и уместностью для жизни людей. И то и другое — реальные опасности нашего
времени, и, по всей вероятности, ситуация изменится к худшему. Мы не можем устанавливать веру как
закон, мы не можем производить ее и мы не можем обучать ей. Указы и законы, охраняемые
государственной властью, могут лишь заставлять подчиняться догмам, но каждый акт подчинения
разжигает внутренний пожар восстания, который неизбежно выльется в катаклизм. Тот факт, что мы не
можем производить веру, не нуждается в комментариях, поскольку никто не в состоянии получать ее
механическим путем. Мое утверждение, что ее нельзя привить обучением, может показаться
шокирующим, так как мы привыкли верить в силу образования. Но образование никогда не
предназначалось для того, чтобы проникнуть в сердце человека, в его душу. Его цель — обучить ум, и
поэтому оно может изменить чьи-то убеждения, никоим образом не затрагивая веры.
Несмотря на различие между убеждением и верой, эти два понятия могут часто соотноситься
друг с другом.
Хотя убеждения являются продуктом мышления человека, а вера — чувством сродни любви,
голову и сердце не нужно разъединять. То, что человек думает, может напрямую отражать его чувства,
Hosted by uCoz