10
продолжает стереотипно мыслить и действовать в рамках хорошо усвоенной теории влечений, он
вряд ли способен помочь своему пациенту, который просто не поймет почему с ним говорят
«совсем не о том»? Аналогичные идеи косвенно высказываются и другими авторами. Так,
обсуждая специфику травм, связанных с утратой одного из членов семьи (в данном случае
ребенка), Ален Жибо отмечает, что родительское горе, так же как и горе ребенка в связи с утратой
матери, вряд ли адекватно интерпретировать в рамках эдипальной ситуации, так как эти травмы
являются качественно иными [14].
Еще раз напомню, что Фрейдом все это было открыто и клинически чрезвычайно подробно
исследовано уже к 1895 году. Но затем, уже после публикации «Толкования сновидений» [76], он
на какой-то период «охладел» к теории травмы, но, как мы увидим далее, вовсе не отказался от
нее. В заключение этого раздела отмечу также, что, обращаясь к последующим работам Фрейда,
мы не будем излишне «погружаться» в теорию влечений, которая гораздо чаще, чем считалось
ранее, оказывается мало применимой к ситуациям психической травмы.
Чтобы не быть неверно понятым, должен подчеркнуть, что этой констатацией ни в коей мере не
умаляется значение (точнее историческое значение) теории влечений Фрейда и ее последующее
развитие в работах его многочисленных учеников и последователей, в том числе за пределами
психоанализа (учитывая то, что те или иные положения этой теории органически имплицированы
практически во все современные методы психотерапии).
Глава 4
Еще раз о Крепелине и «неврозе испуга»
В 1900 году Крепелин обращается к проблематике психической травмы с тех же позиций, что и
Фрейд, в своей работе «Введение в психиатрическую клинику», которая впервые выходит в
России в 1923 году [26]. Примечательно, что в этом великолепном клиническом исследовании
Крепелин разбивает психическую травму на две категории: «невроз испуга» и собственно
«травматический невроз», хотя различия между ними (в том числе в его описании) практически
отсутствуют.
Учитывая, что этот источник уже мало доступен современному читателю, и не желая
пересказывать талантливого автора, описания которого остаются такими же актуальными, как и
105 лет назад, приведу две достаточно объемные цитаты по поводу каждой категории почти
полностью.
«Невроз испуга. Под влиянием глубоко потрясающих событий, особенно массовых несчастных
случаев (война, землетрясение, катастрофы..., пожары, кораблекрушения), у большего или
меньшего количества затронутых им лиц вследствие резкого эмоционального волнения могут
внезапно наступить помутнение сознания и спутанность мыслей, сопровождаемые
бессмысленным возбуждением и реже ступорозной заторможенностью волевых
усилий. Вызванное опасностью душевное волнение мешает ясному восприятию внешнего мира,
размышлению и планомерному действию, на место чего выступают примитивные средства
защиты, ограждения себя от внешнего мира, инстинктивные движения бегства, защиты и
нападения. К этому могут присоединиться всякого рода истерические явления, делирии,
припадки, параличи. По истечении нескольких часов, дней или самое большое недель, с
наступлением успокоения, обычно сознание мало-помалу проясняется, в то время как
воспоминание о происшедшем, а нередко также и о предшествующем времени остается крайне
неясным. Более легкие следы пережитого возбуждения (повышенная эмоциональность,
разбитость, тревожность, подавленность, беспокойный сон, кошмарные сны, сердцебиения,
чувство давления в голове, головокружение, дрожание) могут оставаться еще долгое время.
Телесное и душевное спокойствие, урегулирование сна, впоследствии подходящие занятия,
уход, уговоры, помещение в благоприятные внешние условия обычно достаточны, чтобы
привести к выздоровлению» [26].
И вслед за этим текстом Крепелин дает (в чем-то более скупое) описание «травматического
невроза»: «За последние десятилетия выяснилось, что не только после тяжелых, но и после совсем
незначительных несчастных случаев, иногда даже без того, чтобы имело место поранение, могут
остаться постоянные, даже с течением времени усиливающиеся расстройства, которые, в общем,
представляют из себя смесь подавленности, плаксивости и слабоволия с неприятными
|