19
«примитивной агонией» [8], а X. Кохут «тревогой дезинтеграции» [24]).
Напомним, Фрейдом еще на ранних этапах развития психоанализа была сформулирована
гипотеза о том, что между внешней реальностью и психической реальностью всегда существует
некое подобие «экрана», который выполняет охранительную функцию, не допуская определенные
мысли и переживания на уровень сознания. Существование «защитного экрана» в последующем
было общепризнано и обосновывалось тем, что внешняя реальность в ряде случаев предъявляет
непосильные требования к психике и поэтому последняя вырабатывает системы защит, часть из
которых генетически предопределена, а часть формируется в процессе жизни и развития, то есть
относится к приобретенным психическим образованиям.
Фрейд считал, что важнейшей (для психопатологии) формой защиты является вытеснение, то
есть перевод неприемлемых для личности психических содержаний из сознательной сферы в
бессознательное и удержание их там. Эта форма защиты иногда определялась как «универсальное
средство избегания конфликта» неприемлемые воспоминания, мысли, желания или влечения
вообще устраняются из сознания (но они все равно есть в психике).
К другим широко известным (даже на бытовом уровне) формам психических защит относятся:
рационализация или псевдоразумное объяснение своих поступков, желаний, комплексов
и влечений (например, пациентка, тяжело страдающая от одиночества, в процессе
многочисленных сессий систематически обращается к обоснованию одного и того же тезиса:
«Слава Богу, у меня нет детей! Но так уж получилось: вначале муж не хотел, потом не было
квартиры» и т. д.);
проекция то есть приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт
характера и собственных (скрываемых от себя и чаще социально неприемлемых) намерений
или недостатков (очень эгоцентричный и эмоционально холодный пациент, не способный
испытывать искренние чувства, заявляет: «Большинство людей эгоисты, и им совершенно нет
дела до других!»);
отрицание когда любая информация, которая тревожит или может привести к
внутреннему конфликту, просто не воспринимается, от нее как бы «отворачиваются», ей «не
доверяют» (например, большинство заядлых курильщиков считают, что данные о
злокачественных опухолях у приверженцев табака многократно завышены); замещение
реализуется преимущественно путем смены цели действия и (или) знака эмоций (восьмилетний
ребенок, испытывающий злость и ревность по отношению к родителям, полностью
переключивших свое внимание на новорожденного брата или сестру, начинает ломать свои
игрушки, перенося на них свою бессильную агрессию к родителям). Однако если эти защиты не
срабатывают, проявляется «вторая линия защит», основное предназначение которых состоит в
том, чтобы непереносимая травма вообще не была пережита, происходит не переработка
неприемлемой реальности, а уход от нее. Эти защиты в рамках психоаналитического подхода
определяются как «примитивные», и тогда мы наблюдаем у наших пациентов такие симптомы, как
расщепление (вплоть до шизофренического спектра), трансовые состояния (Transe (фр.)
ужас, транс, экстаз от transir цепенеть разновидность амбулаторного автоматизма,
когда пациенты совершают какие либо действия, например даже путешествия, но затем не
могут вспомнить как и почему они оказались в этой местности) , множественные
идентичности, проявления оцепенения или аутизма и т. д. В психиатрии эти синдромы обычно
описываются как тяжелые формы психопатологии, но в психоанализе их обычно рассматривают
не как следствие, а как причину того, что позволяет относить таких пациентов к категории
«больных». Здесь я еще раз вернусь к моему тезису о защитной реакции на психическую травму,
не совместимую с жизнью, ибо в таких случаях той личности, которую окружающие знали до
появления такого варианта страдания, уже нет. Но в отличие от физической травмы, не
совместимой с жизнью, эта утрата не безвозвратна.
При тяжелой психической травме эти патологические паттерны в первую очередь проявляются
в сновидениях, где опытный специалист легко обнаружит все признаки этой «второй линии
защит», призванных отреагировать травму и предотвратить аннигиляцию личности.
Примечательно, что сны будут больше и садистически ярче выполнять эту функцию до тех пор,
пока горе не будет излито, а страдающий не будет выслушан. Мы только начинаем понимать
то, как функционирует психика и каким образом происходит «собственная работа горя», поэтому
мы еще не можем претендовать на мгновенное исцеление в случаях психической травмы и
|