Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 89 
Next page End  

83
возражение: «Мы никогда не примем языка угроз». А разве мы уже не говорим с ними на одном и
том же языке? Куда это приведет?
Как мы стимулируем террористическое поведение?
Как представляется, на первый взгляд закономерная и понятная защитно-агрессивная позиция
общества в отношении террористов одновременно является самостоятельным катализатором
социальной нестабильности. Общество со всей очевидностью демонстрирует свое презрение, свою
ненависть, свое искреннее желание покончить с этим явлением, но, в последнем случае, с
ориентацией почти исключительно на силовые методы — уничтожить. И, увы, не терроризм, а
только террористов. Агрессия последних рождает ответную, что почти закономерно, а учитывая
родовую, тейповую или клановую структуру семей террористов, все возвращается к «истокам», и
начинается новый «цикл». Круг замкнулся. Казалось бы — все верно. Особенно если исходить из
закона талиона и немного отвлечься от того, что мы живем в XXI веке, а не в каменном или в
средневековье. Может быть, здесь тоже требуется некое переосмысление? Страдания, жертв и
ненависти с обеих сторон все больше, а решения — нет. Неужели его действительно нет?
Внеэкономические факторы размежевания
В силу довлеющих представлений мы склонны видеть в терроризме почти исключительно
экономические составляющие. Мы явно недооцениваем роль идей. Трудности объединения
Европы исключительно на платформе экономизма хорошо известны. Объединенными усилиями
мы строим мосты, дороги, школы, но смысловое пространство Европы и мира уже давно
производит впечатление то ли недостроенного, то ли уже разрушающегося. Гуманитарные идеи и
ценности составляли стержень европейской цивилизации. Есть ощущение, что эти ценности
сейчас подвергаются переоценке или даже обесцениваются, несмотря на их повсеместную
декларацию. И здесь не хочется, следуя моде, ругать демократию — процесс более глубокий.
Нельзя не признать, что, преуспев в познании физических законов природы, мы лишь
интуитивно кое-что начинаем понимать в ее социальных законах. Мы пришли к началу XXI века
со своим весьма противоречивым и пока мало осмысленным багажом, а эмоции — все еще
бесконечно преобладают в мире, и нам лишь кажется, что он управляется на основе научных
подходов.
Повторю еще раз. Именно гуманитарные ценности составляли стержень или «каркас»
европейской цивилизации. Что такое здание без каркаса в нашем бесконечно сотрясающемся
мире? Нам кажется, что мы живем под защитой купола этой цивилизации, но может быть, мы уже
под ее обломками?
Идеи превосходства
Около года назад мной была сформулирована, как мне представляется, чрезвычайно актуальная
идея «цивилиза-ционного превосходства», без которой нельзя объяснить всю гамму чувств
населения, освещение в СМИ, поведение и политику лидеров западной цивилизации в отношении
ряда стран и народов. Я попросил разработать эту идею подробнее моего друга — профессора В.
Крамника (он был, безусловно, более подготовлен к такому анализу), но внезапная смерть не
позволила ему этого сделать. У меня эта идея также пока не получила адекватного развития, но
один вопрос кажется вполне уместным: так ли уж сильно эта «не первой свежести» идея
отличается от идей религиозного, национального или расового превосходства?
Ненависть социальных фанатиков к своему собственному или соседствующему обществу не
всегда связана с патологическим мышлением или извращенными психологическими установками.
Ее причины могут в равной степени быть связанными с пороками самого этого общества, которых
оно не замечает или не хочет замечать. Может быть, нам стоит почаще всматриваться в зеркало
истории?
Экономический базис терроризма и антитеррора
Экономическую составляющую в современном «мире денег», вне сомнения, не учитывать
нельзя. И здесь мы имеем как минимум три случайных совпадения. На фоне безусловного
трехвекового военно-технического доминирования европейской цивилизации «вдруг» появился
другой претендент, пока — только на популяционное превосходство (в том числе — на
Hosted by uCoz