Милтон Г. Эриксон, Эрнест Росси: «Человек из февраля»
15
совершаете рукой какие-то другие действия и тоже без всякого напряжения. Теперь о пальцах.
Вы когда-нибудь снимаете кольцо? Вы спите. Снимите кольцо и плавно наденьте его обратно.
Не снимайте его совсем только до середины пальца. Сейчас верните кольцо на место. А
теперь Вы свободно и легко владеете обеими руками. Возьмите карандаш и напишите, когда
Вы родились. Год не нужно, только месяц. Хорошо. Теперь напишите справа налево. Это
довольно сложно, а Вы выполнили задание так быстро. Вы часто его делаете? Хотите написать
что-нибудь еще?
Клиентка: Да.
Эриксон: Посмотрим, напишете ли Вы это вверх ногами. Очень хорошо, правда? Вы
первый раз так делали? Вы и не предполагали, что это можно сделать, верно? Теперь возьмите
карандаш левой рукой и тоже напишите справа налево. А быстрее можете? Давайте, я Вам
помогу. Возьмите по карандашу в обе руки и пишите теперь ими одновременно. Вам не
хочется посмотреть на Ваши опусы после того, как проснетесь? Давайте сохраним этот листок.
И между прочим, Вы не знаете, какой рукой что написано, потому что писали с закрытыми
глазами. Согласны?
Клиентка: Да.
Рост: Зачем нужны эти странные задания писать справа налево и вверх ногами?
Эриксон: Я даю установку на действие. Росси: Установку на нечто необыкновенное.
Следовательно, Вы формируете исследовательскую установку на обучение новому?
Эриксон: Попробуйте сами. (Эриксон просит Росси написать слово в прямом и в
обратном порядке обеими руками одновременно. Росси испытывает странные
ощущения и с нетерпением ждет, что же последует дальше.)
Росси: Вы делаете невозможным использование привычных критериев, заставляя
клиентку физически пережить новый способ письма, который существенно
отличается от того, что она умела делать раньше. Способ написания слов справа
налево и вверх ногами является своеобразной метафорой действия для того, чтобы
научиться мыслить по-новому. Чтобы избавиться от заученных стереотипов и
выработать новые принципы существования, пациенты и прибегают к Вашей терапии.
Но откуда вообще взялась идея формирования исследовательской установки на
обуче-ние новому? Эриксон: Из начальной школы.
Росси: В результате размышлений над источниками Ваших собственных
ощущений?
Эриксон: Частично, да. Но я также заинтересовался тем, что существуют правши
и левши.
1.14. Общение на двух уровнях: как, используя постгипнотическое внушение, сделать
неприятные воспоминания привлекательными и комфортными, полностью отвечая за
это; рефрейминг травмы посредством структурированных заданий
Эриксон: Как Вы думаете, будет ли Вам интересно поломать голову над тем, что какой
рукой написано, после Вашего пробуждения? Давайте положим этот листок под блокнот, а Вам
я даю задание не забыть мне напомнить, чтобы мы к этому вернулись. Возьмите на себя такую
ответственность. Если я забуду , Вы напомните мне об этом, ладно? Вы крепко спите?
Клиентка: Да.
Эриксон:
А не кажется ли Вам теперь, что Вы вполне можете достичь своей цели
точно так же, как Вы только что написали слово «январь» справа налево и вверх ногами? Я даю
Вам новое задание, это понятно? А когда Вы крепко спите, Вы понимаете значительно больше,
чем когда бодрствуете. И Вас ведь это совсем не беспокоит, верно? Это ведь так приятно не
волноваться о том, что может огорчить Вас, когда Вы не спите, согласны?
Эриксон: Здесь я вызываю у клиентки чувство ответственности за свои действия, над
которыми она будет размышлять, когда проснется.
Росси: В Ваших высказываниях опять четко проглядывают два уровня. На первом
уровне Вы всего лишь рассуждаете о способах письма, в то время как на втором Вы
имеете в виду притягательное обнаружение таинственных травматических
воспоминаний, за которые отныне клиентка полностью отвечает. Если же она все-таки
|