Милтон Г. Эриксон, Эрнест Росси: «Человек из февраля»
23
Эриксон: Мама ведь старше. И она знает уйму всяких вещей. Маленькие дети ходят в
школу и их там учат, что один плюс один равняется двум. Дети считают, что это очень трудно.
А потом их учат, что два плюс два будет четыре и вот это-то в самом деле трудно. А как ты
думаешь, маме это легко?
Клиентка: Да.
Эриксон: Для нее это просто, потому что она знает больше, чем первоклассник. Как ты
думаешь, ошибается ли ребенок, когда он говорит, что складывать один плюс один очень
трудно?
Клиентка: Да, ошибается.
Эриксон: Неправильно. Ему действительно трудно. А как ты думаешь, мама ошибается,
когда говорит, что это просто?
Клиентка: Нет.
Эриксон: Это просто для мамы и трудно для маленького ребенка. Итак, тебе должны
объяснить, что после смерти твой отец попал в Рай. Когда ты станешь старше, ты будешь в то
же самое объяснение вкладывать немного иной смысл. Я ответил на твой вопрос?
Клиентка: Да (неуверенно).
Росси: Своим вопросом, который ориентирует клиентку на будущее ("Как ты
думаешь, кем ты станешь, когда вырастешь ?"), Вы вновь усиливаете ее детские
переживания. Потом Вы пытаетесь определить способ психотерапевтического
воздействия, так как в данном случае необходимо помочь клиентке принять мысль о
необходимости иметь детей. Можете ли Вы сказать что-нибудь в связи с детской
манерой вести разговор и о возможности включения этого в Ваш метод?
Эриксон: Ребенку трудно сложить один плюс один. Еще труднее складывать два
плюс два. А маме это легко. Но когда она была такой же маленькой девочкой, как
наша клиентка, ей тоже это давалось нелегко. Следовательно, по мере того, как Вы
взрослеете все меняется.
Росси: Все упрощается. Поэтому Вы столь осторожно отвечаете на волнующий
клиентку вопрос: «Куда делся папа после смерти?». Вы включаете в свой ответ такие
терапевтические аналогии, которые клиентка может понять в рамках своего детского
сознания. В то же время Вы косвенным путем внушаете ей мысль о том, что по мере
взросления способ объяснения меняется.
1.23. Как с помощью гипноза сделать более эффективными индивидуальные
паттерны обучения; «отлучение» Барта от бутылочки; неразрешимые детские вопросы;
эмоциональный комфорт как следствие "подсознательного знания " всего организма;
утилизационный подход Эриксона
Эриксон: Не хочешь ли ты спросить что-нибудь еще? Тебя ничего не беспокоит?
Клиентка: Конечно, беспокоит. И очень много.
Эриксон: Назови хотя бы что-нибудь.
Клиентка: Вообще-то это не очень меня волнует, ну да ладно. Откуда птицы знают, куда
им надо возвращаться?
Эриксон: У них есть внутреннее чутье. Откуда младенец знает, как надо глотать?
Клиентка: Не знаю. Он просто глотает.
Эриксон: А когда ты сама хочешь пить, то тебе ведь не нужно объяснять, что ты должна
выпить воды? Именно так человек и взрослеет. А когда что-то попадает в глаза, то ты
моргаешь, верно? А кто-нибудь когда-нибудь говорил тебе, что надо так делать? Ты сама
научилась этому. А откуда волосы знают, что расти нужно с макушки? Вот так и мы растем.
Очень увлекательный процесс. Иногда тебе хочется картошки с мясом, а иногда нет. Твой
желудок когда-нибудь объяснил, почему это так?
Клиентка: Не знаю.
Эриксон: А когда ты заиграешься дотемна, что говорит тебе твой организм? Что надо идти
спать, верно? Кто-нибудь учил тебя спать?
Клиентка: Нет.
|