Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 99 
Next page End  

4
Беседа первая.
Рефлекс сосредоточения –
основа внимания
Рефлекс сосредоточения
В числе рефлексов {Рефлекс (от лат. reflexum отражение) — ответная реакция организма,
осуществляемая при участии нервной системы на поступившее из внешней или внутренней среды
раздражение. Пример—отдергивание руки при случайном прикосновении к горячему предмету.
Врожденные рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни—
условными.} говорил академик В. Бехтерев, определяющих внешние отношения человека с
окружающей средой, особое значение имеют рефлексы сосредоточения внимания. По мнению
Бехтерева, благодаря рефлексам сосредоточения выигрывает точность внешних впечатлений и
точность воспроизведения. Значит, эти рефлексы важны как для внешних отношений человека,
так и для тренинга, т. е. развития нервно-психической сферы личности.
Как же проявляется реакция сосредоточения при чтении? Во-первых, это комплекс сокращений
глазных мышц, создающих наиболее благоприятные условия для восприятия текста.
Одновременно устраняется в той или иной мере все то, что препятствует сосредоточению над
текстом, например чересчур частое моргание.
Во-вторых, человек наклоняется к тексту, сосредоточивая на нем свой взгляд. Происходит
соответствующее сокращение аккомодативной мышцы и сокращение зрачков, задержка дыхания
на вдохе, а также задержка движении других частей тела и изменение частоты сердечных
сокращений (пульса). Брови сдвигаются. помогая устранить посторонние зрительные
раздражения, дыхание и сердцебиение, как правило, становятся более спокойными и ровными -
мы «затаиваемся», как говорится, «я весь— внимание».
В-третьих, процесс сосредоточения лежит в основе триады:
анализ + сравнение + синтез, Отсюда следует вывод, что в процессе сосредоточения происходит
установление соотношений между следами внешних объектов и личностной сферой человека. Мы
легко воспроизводим события но памяти.
Опыт показывает, что, чем глубже сосредоточенность человека на своих мыслях, тем
продуктивнее его отдача в работе. Вы читаете этот учебник, а в комнате раздаются звуки радио-
Сосредоточившись на чтении текста, мы. как говорится, только краем уха улавливаем то, что
передается по радио. Но и этого достаточно, чтобы вы услышали вашу любимую мелодию. И вот
теперь сознание исключительно направлено на звуки радио, а глаза лишь машинально бегут по
строчкам учебника. Вы «прочли» две-три страницы и понятия не имеете, о чем в них говорится. И
вот. наконец, вы вспоминаете о том, что должны читать книгу, и заставляете себя отвлечься от
звуков радио и вновь сосредоточиться на чтении текста. Звуки любимой мелодии продолжают
раздаваться в комнате, но вы уже совсем или почти совсем не слышите их,
Отсюда следует, что различие в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания.
Психологи определяют внимание как направленность и сосредоточенность нашего сознания на
определенном предмете или явлении. Под направленностью подразумевается определенный
выбор (различают целенаправленный, волевой или невольный» предмета или явления среди
других. Таким образом, сосредоточенность-это отвлечение от всего, что не имеет отношения к
данному предмету или данной деятельности,
Внимание не существует вне каких-либо психических процессов, т. е. мы с вами можем
внимательно воспринимать, думать, творить, запоминать, чертить, рисовать, читать, но быть
просто внимательным независимо от ощущений и восприятий пяти органов чувств и мышления
Hosted by uCoz