5
невозможно- Внимание характеризует состояние, уровень тонуса психических процессов и
является одной из постоянных составляющих психической деятельности личности.
Рис. 1. Примеры реализации рефлекса сосредоточения (внимания):
при многократном повторении ситуации в коре больших полушарий устанавливается
система условных связей или стереотип нервных процессов (рефлекс сосредоточения),
облегчающий и упрощающий реакции организма
Действительно, одновременно рассматривать какую-нибудь вещь и слушать незначимые для
вас. не связанные с этой вещью звуки трудно: одно мешает другому. Но вот слушать речь оратора
и внимательно следить за выражением его лица возможно. Одновременно слышать целый
музыкальный аккорд также возможно, но прислушиваться сразу к разным, не связанным для нас в
одно целое звукам партитуры трудно. То же необходимо сказать и о желаниях, намерениях,
чувствованиях, мыслях, фантазиях и т. п. Примеры реализации рефлекса сосредоточения
(внимания) показаны па рисунке 1.
Примером, демонстрирующим рефлекс сосредоточения, является слепой метод игры в
шахматы. Например, гроссмейстер Михаил Таль играл в шахматы сразу на 10 досках, не
присутствуя в зале, где находятся его противники- Причем если все 10 партий не доиграны, то М.
Таль мог хранить в памяти все позиции фигур до следующего дня, чтобы продолжить игру.
Известно, что шахматная доска является матрицей 8Х8, и, значит, М. Таль держит в уме 10 матриц
одновременно! Удивительно и то, что гроссмейстер на второй день мог безошибочно вспомнить и
переповторить ходы всех партий с первого до последнего!
Другой пример. Всем известна популярная игра в футбол. Вратарь команды мгновенно
реагирует и ловит мяч, летящий в ворота. Разве это не яркий пример рефлекса сосредоточения?
Возьмем еще пример. Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»это пример рефлекса
сосредоточения плюс эрудиция и память соревнующихся.
А читающий в метро студент? Это еще один хороший пример использования рефлекса
сосредоточения. Состояние сосредоточения студента усиливается с увеличением объемов
читаемого за рабочий день текста, благодаря чему и работа становится более успешной.
Количество пропусков значимых смысловых аспектов при чтении и ошибок при запоминании
уменьшается, работать с текстами становится легко.
Степень сосредоточения отражается как на количестве прочитанного, так и на коэффициенте
|