49
часто повторяя. Особенно настойчиво рекомендуем многократное повторение. Центр тяжести в
повторении. Постоянное прибавление выученных на память стихов развивает способность
запоминания, тогда как постоянное повторение укрепляет способность припоминания на основе
сосредоточения. Очень важно выработать привычку прицельно выбирать и воспроизводить
предметы, отложенные уже в умственном хранилище. Процесс выборки должен стать
рефлекторным.Сначала вам, наверное, будет казаться, что необходимо взять в руки книгу, чтобы
дополнить недостающее слово или недостающую строку. Этот порыв не должен смущать вас,
потому что с этим можно скоро справиться. Не утомляйте, однако, память чересчур
насильственным напряжением, чтобы вспомнить недостающее слово или строку, лучше возьмите
книгу и выучите еще раз этот стих. Но не допускайте небрежности, будьте внимательны. Если вы
с самого начала не проявите в этом железной твердости, то ум быстро привыкнет к неряшливости.
Не пропускайте ни одного дня без упражнения. Гораздо эффективнее учить на память
несколько строк ежедневно, чем много строк через интервалы в несколько дней. Способность к
сосредоточению и память укрепляются постоянными упражнениями и практикой. Это две сестры
интеллекта.
С начала второго месяца заучивайте ежедневно две строфы вместо одной. Держитесь этого
правила в течение всего второго месяца, опять же повторяя постоянно как выученное прежде, так
и новое. Вы убедитесь, что «удвоенная» работа не труднее, чем в первый месяц, и что вы легко
могли бы учить три или даже четыре строфы ежедневно. Тем не менее удовлетворитесь двумя и
не пытайтесь забегать дальше. Тренинг постепенно и естественно ведет к развитию интеллекта.
Не забывайте также, что в повторениитайна повышенной способности припоминания.
В начале третьего месяца начните с трех строф и поступайте, как и прежде, увеличивая
ежедневно ваш запас, повторяя то, что заучено раньше. Когда наступит четвертый месяц, заучи-
вайте по четыре строфы и т. д. Понятно, что есть граница этому постоянному прибавлению, и об
этом психологическом феномене пресыщения мы скажем.
Если через несколько месяцев повторение будет требовать больше времени, чем вы можете на
него потратить, то не беритесь за новые стихи, а посвятите все время лишь повторению. Разделите
заученное на две части и повторяйте сегодня одну, а завтра другую часть текста.
Если же задача заучивания наизусть новых стихов покажется вам утомительной, оставьте на
время эту работу, не прекращая повторений. Работа эта, хоть и несколько скучна вначале, вскоре
принесет вам удовлетворение от сознаваемого роста ваших возможностей.
Если нет времени на полное проведение этой системы в жизнь, то можно изучать по этому
методу короткие стихотворения. Но когда выучено второе стихотворение, возвратитесь к первому
и повторите его. В свободное время повторяйте всегда то, что выучено. Полезно и напевать эти
стихи.
Если у вас пропал интерес к изучаемому наизусть тексту, оставьте его на время и возьмите
вместо него другой, не забывая, однако, повторять при всяком удобном случае то, что пока отло-
жено.
Наступит время, когда вы поймете, что достигли предела. Тогда прекратите ежемесячное
увеличение заучиваемых текстов и удовлетворитесь достигнутым. Работу заучивания и
повторения продолжайте, но ограничьте число строк или стихов высшим, легко запоминаемым
пределом. Лучше развиваться естественно, как растение, которое из семени дает росток, из ростка
стебель, из стеблялистья и, наконец, из бутонапрекрасное соцветие.
Не надо заниматься этой работой, когда вы утомлены. В таком состоянии не удается ни
воспринимать отчетливые впечатления, ни ясно и отчетливо воспроизводить их. Многие ученики
находят, что наиболее удобное время для этих упражнений утро.
Упражнение 6-5. Практические занятия.
Найдите на рисунке 21 трех бабочек с иными рисунками на крыльях, чем у тех, которые уже есть в
коллекции Паганеля. Решение задачи смотрите в приложении 5.
Упражнение 6-6. Чтение в режиме «Ультра-рапид». Подберите, пожалуйста, книгу научно-
популярного характера. Примерный объем книги 80100 страниц, или 200000 знаков.
|