Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1 of 58 
Next page End  

Зигмунд Фрейд. Этот человек Моисей
---------------------------------------------------------------
     © Copyright Рафаил Нудельман
---------------------------------------------------------------
             (Сокращенный перевод с английского Рафаила НУДЕЛЬМАНА)
     ... К осени 1938 года у Фрейда уже оставалось  мало сил. Все их остатки
он вложил  в свое  последнее, прозвучавшее  как взрыв, произведение.  То был
"Моисеи  и монотеизм", по  сути  - три эссе  и  два предисловия,  написанные
значительно   раньше   и  подкреплявшие  психоаналитическими   соображениями
гипотезу  (уже выдвигавшуюся  неоднократно  другими)  о том, что  Моисеи был
египтянин.   Даже  проведенное  кем-нибудь  другим,  это  исследование,  где
делалась попытка доказать  столь  спорную идею, обречено было вызвать бурное
недовольство;  вышедшее из-под  пера  человека,  который - несмотря на  свое
отрицание  еврейской  религии  -  утверждал, что "в  главном"  он заедино  с
евреями, оно легко могло быть расценено как интеллектуальная измена.
     Страстное ощущение  Фрейдом своего еврейства  не может быть  поставлено
под  сомнение,   и  поэтому  "Моисей  и  монотеизм"  произвел   тем  большее
впечатление  на ортодоксальные  круги. За много  лет до того, в письме Максу
Графу, который хотел крестить своего сына, Фрейд недвусмысленно писал: "Если
вы не дадите своему сыну вырасти, как еврею, вы лишите его таких  источников
силы, которые не могут быть замещены ничем другим. Пусть он борется с жизнью
как еврей, а  вы - помогите ему обрести всю ту  силу, которая ему  для этого
понадобится.  Не лишайте его  этого  преимущества". А  еще в  1909  году  он
говорил Карлу Юнгу,  что тот призван стать  Иошуа бин-Нуном, который завоюет
обетованную  страну  психоанализа,  куда ему,  Фрейду,  подобно  Моисею,  не
суждено вступить. Артуру Шницлеру, в ответ  на  поздравление с 70-летием, он
писал: 'Эмоционально еврейство все  еще весьма  существенно для  меня",  - а
издателю швейцарско-еврейского  еженедельника  "Юдише прессен-централе":  "Я
всегда  очень сильно ощущал родство со  своей расой и укреплял это чувство в
своих  детях..." Когда местное  отделение  "Еврейского  научного  института"
приветствовало  его  прибытие   в  Англию,  он  ответил  его  членам  весьма
решительно:  "Вы,  несомненно, знаете, что  я  всегда  охотно и  с гордостью
принимал  свое еврейство, хотя мое  отношение к любой религии, включая нашу,
критически негативно".
     Однако понадобился приход к власти Гитлера с его  теорией еврейства как
особой и зловредной разновидности людей,  чтобы  Фрейд всерьез задумался над
вопросом о  подлинной сущности еврейства, об особенностях  его исторического
развития и о причинах традиционно ведущих  к его преследованиям. Его ответом
на  эти вопросы было  возрождение к жизни  гипотезы  о том,  что  Моисей был
египтянином, который разошелся  с  официальной  религией фараонов и,  собрав
вокруг  себя группу  последователей, вывел их из Египта. Арнольду  Цвейгу он
однажды сказал,  что  его книга  будет называться "Этот человек  Моисей",  с
подзаголовком  "исторический роман" -  и  добавил,  что эта  работа,  видимо
никогда  не будет опубликована. Свой пессимизм Фрейд причудливо  обосновывал
тем,  что  Австрия  находится  под  властью  католицизма, а  такая  гипотеза
оскорбит  католиков. К  тому  же,  выдвинутая основателем  психоанализа, она
может  привести к  запрету этого  учения и психоаналитических  публикаций  в
стране.
     Другое,  более серьезное  объяснение своих колебаний  Фрейд  дал спустя
несколько  недель в  письмах  тому  же  Арнольду  Цвейгу  и  Эйтингтону.  Он
признавал, что ощущает шаткость своих исторических обоснований. Специалистам
- писал он,  -  легко будет  дискредитировать  меня как  профана.  Цвейгу он
Hosted by uCoz