Зигмунд Фрейд. Этот человек Моисей
---------------------------------------------------------------
© Copyright Рафаил Нудельман
---------------------------------------------------------------
(Сокращенный перевод с английского Рафаила НУДЕЛЬМАНА)
... К осени 1938 года у Фрейда уже оставалось мало сил. Все их остатки
он вложил в свое последнее, прозвучавшее как взрыв, произведение. То был
"Моисеи и монотеизм", по сути - три эссе и два предисловия, написанные
значительно раньше и подкреплявшие психоаналитическими соображениями
гипотезу (уже выдвигавшуюся неоднократно другими) о том, что Моисеи был
египтянин. Даже проведенное кем-нибудь другим, это исследование, где
делалась попытка доказать столь спорную идею, обречено было вызвать бурное
недовольство; вышедшее из-под пера человека, который - несмотря на свое
отрицание еврейской религии - утверждал, что "в главном" он заедино с
евреями, оно легко могло быть расценено как интеллектуальная измена.
Страстное ощущение Фрейдом своего еврейства не может быть поставлено
под сомнение, и поэтому "Моисей и монотеизм" произвел тем большее
впечатление на ортодоксальные круги. За много лет до того, в письме Максу
Графу, который хотел крестить своего сына, Фрейд недвусмысленно писал: "Если
вы не дадите своему сыну вырасти, как еврею, вы лишите его таких источников
силы, которые не могут быть замещены ничем другим. Пусть он борется с жизнью
как еврей, а вы - помогите ему обрести всю ту силу, которая ему для этого
понадобится. Не лишайте его этого преимущества". А еще в 1909 году он
говорил Карлу Юнгу, что тот призван стать Иошуа бин-Нуном, который завоюет
обетованную страну психоанализа, куда ему, Фрейду, подобно Моисею, не
суждено вступить. Артуру Шницлеру, в ответ на поздравление с 70-летием, он
писал: 'Эмоционально еврейство все еще весьма существенно для меня", - а
издателю швейцарско-еврейского еженедельника "Юдише прессен-централе": "Я
всегда очень сильно ощущал родство со своей расой и укреплял это чувство в
своих детях..." Когда местное отделение "Еврейского научного института"
приветствовало его прибытие в Англию, он ответил его членам весьма
решительно: "Вы, несомненно, знаете, что я всегда охотно и с гордостью
принимал свое еврейство, хотя мое отношение к любой религии, включая нашу,
критически негативно".
Однако понадобился приход к власти Гитлера с его теорией еврейства как
особой и зловредной разновидности людей, чтобы Фрейд всерьез задумался над
вопросом о подлинной сущности еврейства, об особенностях его исторического
развития и о причинах традиционно ведущих к его преследованиям. Его ответом
на эти вопросы было возрождение к жизни гипотезы о том, что Моисей был
египтянином, который разошелся с официальной религией фараонов и, собрав
вокруг себя группу последователей, вывел их из Египта. Арнольду Цвейгу он
однажды сказал, что его книга будет называться "Этот человек Моисей", с
подзаголовком "исторический роман" - и добавил, что эта работа, видимо
никогда не будет опубликована. Свой пессимизм Фрейд причудливо обосновывал
тем, что Австрия находится под властью католицизма, а такая гипотеза
оскорбит католиков. К тому же, выдвинутая основателем психоанализа, она
может привести к запрету этого учения и психоаналитических публикаций в
стране.
Другое, более серьезное объяснение своих колебаний Фрейд дал спустя
несколько недель в письмах тому же Арнольду Цвейгу и Эйтингтону. Он
признавал, что ощущает шаткость своих исторических обоснований. Специалистам
- писал он, - легко будет дискредитировать меня как профана. Цвейгу он
|