Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 58 
Next page End  

назвав ее Ахетатон (Горизонт Атона). Развалины этого города известны сегодня
как Тель-аль-Амарна. (Именно в этих  развалинах  была  в  1887 году  найдена
переписка  египетских   царей  с  их   азиатскими  вассалами,  которая  дала
неоценимые сведения о древней истории.)
     Преследования коснулись прежде всего Амона - но отнюдь  не его  одного.
Повсюду  в  Египте  были  закрыты   старые  храмы,   запрещены  традиционные
богослужения  и конфискована  собственность  жрецов.  В  своем рвении фараон
дошел  до того, что учинил расследование  древних надписей, дабы  удалить из
них   слово  "Бог",   если   оно  употреблялось   во  множественном   числе.
Неудивительно,   что  все  эти  приказы   породили  фанатическую   ненависть
притесняемых жрецов и недовольного населения, которая вырвалась наружу сразу
после  смерти  фараона.  Культ Атона  не  привлекал  людей; поклонение  ему,
вероятно,  ограничивалось тесным  кругом  придворных.  Конец Эхнатона окутан
тайной. Известно, что ему наследовало несколько членов его семьи, но все они
правили очень недолго. Уже его сын Тутанхамон вынужден  был вернуться в Фивы
и заменить  в своем  имени  слово "Атон"  на  "Амон".  Затем наступил период
всеобщей анархии, пока  военачальник Харемхаб, захвативший трон в 1350 году,
не восстановил порядок. Великая  Восемнадцатая  династия была истреблена; ее
завоевания в  Нубии и Азии были утрачены; и в эти же печальные  времена была
восстановлена  старая религия.  С  культом  Атона  было  покончено,  столица
Эхнатона  была разрушена  и  разграблена,  а сам он - предан  проклятию  как
совратитель.
     Отметим некоторые негативные  особенности этого культа,  которые  будут
важны  нам для  дальнейшего.  Прежде  всего, он  отвергает всякую мифологию,
магию и волшебство*.
     Вейгал в книге "Жизнь и дни Эхнатона" говорит, что Эхнатон не признавал
адских ужасов, от которых  следует-де  защищаться магическими  заклинаниями.
"Все  эти заклинания он  предал огню. Джипы, духи, чудовища, полубоги  и сам
Озирис вспыхнули ярким пламенем и превратились в прах".
     Далее,  интересен  способ,  которым  представлялся  Бог-Солнце,   -  не
маленькой  пирамидой  с соколом над ней,  как  прежде, а  почти продуманно -
круглым  диском, из которого исходят лучи, кончающиеся в человеческих руках.
При всей любви к фигуративному искусству, характерной для периода Амарны, не
сохранилось ни одного фигуративного изображения солнечного бога Атона - да и
не могло, скажем  с уверенностью,  сохраниться.  (Вейгал:  "Эхнатон запретил
делать идолы и кумиры в честь нового бога.  Истинный Бог, говорил фараон, не
имеет обличья: и этого мнения он придерживался всю жизнь".)
     Наконец  мы  видим полное  молчание относительно  бога  Озириса  и  его
царства мертвых. Ни гимны, ни могильные надписи Амарны ничего не упоминают о
том, что было, вероятно, ближе всего египетскому сердцу. Вряд ли можно найти
более яркое противоречие с массовой религией Египта*.
     * Эрман: "Об  Озирисе  и его  царстве больше не  упоминается". Брестед:
"Озирис абсолютно забыт. Он не упоминается ни в  одном тексте  Эхнатона и ни
на одной из могил Амарны".
     III
     Я рискну сделать следующий вывод: если Моисей был египтянином и передал
евреям свою религию, то религия эта была эхнатоновой, то есть культом Атона.
     Я  уже  сравнивал выше еврейскую религию  с  массовой религией Египта и
показал,  как отличны  они  друг  от друга. Теперь я сравню  эту  религию  с
культом Атона в надежде показать, что поначалу они были  идентичны. Понятно,
это нелегкая  задача.  О  культе  Атона мы  знаем  довольно  мало -  об этом
позаботились мстительные жрецы Амона.  Моисееву религию мы знаем только в ее
окончательной  форме, запечатленной еврейскими  жрецами через  восемь  веков
после Исхода. Если, несмотря на это,  нам  удастся найти подтверждения своей
гипотезы, ценность их будет тем более высока.
Hosted by uCoz