насколько возможно, от египетской почвы. Загадочный абзац в книге Исхода,
где говорится, что Бог разгневался на Моисея, не сделавшего себе обрезания,
и тогда жена-мидианитка спасла ему жизнь торопливой операцией, можно
истолковать только как намеренное отрицание очень важного факта. Вскоре мы
увидим еще один прием, с помощью которого ухитрились опорочить другое
нежелательное свидетельство.
Конечно, мы не сочтем чем-то новым, скорее - продолжением той же
тенденции, когда увидим попытку отрицать, что Ягве был для евреев совершенно
новым, чужим богом. С этой целью были привлечены мифы о праотцах Аврааме,
Исааке и Иакове. Ягве утверждает, что он-то и был богом этих праотцев; но
совершенно бесспорно, - он и сам это признает, - что они не поклонялись ему
под этим именем. (Запрет произносить новое имя Бога нисколько не становится
от этого. более понятным, скорее уж - более подозрительным.)
Ягве не разъясняет, под каким же именем ему поклонялись прежде. И вот
эта нарочитая путаница создала благодарную возможность нанести смертельный
удар по сторонникам египетского происхождения обряда обрезания. Было
заявлено, что Ягве уже раньше потребовал от Авраама принять этот обряд - как
знак завета, заключенного между Богом и потомством Авраама. Это было
особенно неуклюжее изобретение. Когда выбирают знак, отличающий кого-то от
других, берут обычно то, чего у других нет, - уж наверняка не то, чем могут
похвастаться миллионы. Израильтянин, оказавшийся в Египте, обнаружил бы, что
все египтяне - его братья по Ягве, связанные тем же заветом. Тем, кто
создавал текст Библии, вряд ли был неизвестен тот факт, что обрезание -
давний египетский обычай. Отрывок из Иошуа, приведенный Мейером, открыто это
признает, - и тем не менее этот факт старались любой ценой отрицать.
Трудно ожидать от религиозного мифа тщательного внимания к логическим
связкам. В противном случае чувства народа могли бы по справедливости быть
оскорблены поведением божества, которое сначала заключает союз с праотцами
племени, включающий взаимные обязательства, а затем забывает своих
партнеров-людей на целые века, пока ему вдруг не приходит в голову снова
открыться их потомкам. Еще более удивительна концепция бога, внезапно
"избирающего" себе некое племя и превращающего его в "свой народ", а себя -
в его бога. Я уверен, что это единственный такой случай в истории
человеческих религий. Во всех других случаях бог и народ связаны
безраздельно; они с самого начала заедино. Верно, порой случается, что народ
избирает нового бога, но никогда не бывает так, что бог избирает себе народ.
Возможно, мы лучше поймем это уникальное происшествие, если задумаемся над
отношением Моисея к евреям. Моисей спустился к еврейскому народу, это он
сделал их своим племенем, это они были его "избранным народом"*.
* Ягве был, несомненно, вулканическим божеством. Жители Египта не имели
никаких причин поклоняться ему. Я наверняка не первый, кому бросилось в
глаза сходство имени Yahve с корнями другого божественного имени - Yupiter,
Jovis. Составное имя Иоханан, включающее в себя ивритское слово Ягве и
сходное по значению с английским Годфри и его пуническим эквивалентом
Ганнибал, стало одним из самых распространенных имен в христианской Европе -
в виде Иоганн, Джон, Жан, Хуан. Итальянцы, превратив его в Джованни и назвав
один из дней недели Джоведи, снова извлекли на свет божий сходство, которое,
вероятно, означает многое - а быть может, и ничего. Здесь открываются далеко
идущие, хотя и весьма небезопасные возможности. В те отдаленные и темные
века, которые историческая наука начинает изучать, страны восточного
Средиземноморья были, по-видимому, ареной частых и яростных вулканических
извержений, которые не могли не произвести глубокое воздействие на их
жителей. Эванс предполагает, что разрушение дворца Миноса на Крите тоже было
следствием такого извержения. На Крите, как и во всем Эгейском мире,
почиталась тогда великая Богиня-Мать. Ее неспособность защитить своих
поклонников от ударов еще более могучей силы могла стать причиной ее замены
мужским божеством, и тогда вулканический бог был первым кандидатом на
освободившийся престол. Зевс до сих пор именуется "сотрясателем Земли". Вряд
ли можно сомневаться, что в те отдаленные времена женские божества
повсеместно заменялись мужскими (поначалу, как правило, их сыновьями).
|