Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 58 
Next page End  

объявив Моисея, а не другого основателя, ее провозвестником, в Кадеше сумели
не только  удовлетворить  претензии людей Моисея,  но и  с неменьшим успехом
изгладить  из  анналов неприятный  факт  его  насильственного устранения.  В
действительности совершенно невероятно, чтобы Моисей участвовал в  церемонии
в Кадеше, даже если его жизнь и не была насильственно укорочена.
     Здесь  следует попытаться  восстановить последовательность  событий.  Я
отнес Исход из Египта ко временам гибели Восемнадцатой династии (1350 год до
н. э.). Он  мог  произойти и несколько позже, потому что египетские  хроники
включают последующий период анархии в правление Харемхаба - фараона, который
восстановил  порядок  и  царствовал до  1315  года до н. э.  Следующий  -  и
единственный  -   опорный  пункт  нашей  хронологии   дает  стелла  Мернепты
(1225-1215  до  н.  э.),  на  которой  прославляется  победа  над   Израилем
(Изирааль) и истребление его семени (!).
     К  сожалению, ценность этой надписи сомнительна:  она доказывает  лишь,
что израильские племена  к тому времени уже осели в Ханаане. Ссылаясь на эту
надпись, Мейер справедливо  заключает,  что  Мернепта  не мог  быть фараоном
времен Исхода,  как это предполагалось ранее. Исход  должен был  произойти в
более ранний период. Вопрос  о  том, кто  был тогда  фараоном,  кажется  мне
несущественным. Тогда попросту  не  было никакого фараона, потому что  Исход
совпал с  периодом  междуцарствия.  Однако  стелла Мернепты не  помогает нам
установить дату братания племен и принятия новой религии в Кадеше.  Мы можем
сказать только, что это  наверняка произошло между  1350 и 1215 годами. Взяв
этот  промежуток,  предположим, что  Исход имел место ближе к его  началу, а
события в  Кадеше - ближе к концу. Основную  же часть  промежутка мы отведем
тому, что случилось между  этими двумя событиями. Потребовалось, разумеется,
значительное  время,  чтобы  страсти,  вспыхнувшие  после  убийства  Моисея,
охладились  и  влияние людей Моисея,  левитов,  возросло до той степени,  на
которую указывает компромисс в Кадеше.
     Это  могло  занять,  как минимум, два  поколения, шестьдесят лет. Тогда
дата, указанная на стелле Мернепты, становится слишком близкой, а так как мы
знаем,  что в нашей  гипотезе одно  предположение  базируется на  другом, мы
вынуждены  признать, что  тут  в конструкции обнаруживается слабое место.  К
сожалению, все, что связано с  заселением  евреями Ханаана, очень запутано и
неясно. Конечно, мы  могли  бы  облегчить себе  дело,  допустив,  что  слово
"Израиль"  на  стелле  не относится  к тем племенам, за судьбой  которых  мы
следим и которые позже  объединились под  названием Израиля. В конце концов,
на них ведь  перешло и  название  "Хабиру" ("ивриим"),  упомянутое  в период
Амарны.
     Впрочем, когда бы  ни  произошло упомянутое объединение  племен в народ
путем принятия общей  религии, вполне допустимо,  что это событие  все равно
прошло бы незамеченным в мировой истории. Новая  религия могла  быть сметена
историческим  потоком, Ягве занял  бы  свое  место в той  длинной  процессии
умерших богов, которую так живо изобразил Флобер, а все двенадцать колен его
народа  могли  "затеряться"  -  не  только  те  десять,  следы  которых  так
настойчиво ищут англосаксы.  Бог Ягве,  с которым мидианитский Моисей связал
новый  народ,  вряд  ли  был  особенно  примечательным  божеством.   Грубый,
примитивный провинциальный божок,  кровожадный  и яростный,  он обещал своим
поклонникам  "землю,  текущую  молоком  и   медом",  и  повелел  изгнать  ее
обитателей  "силой  меча".  Поистине  поразительно,  что,  несмотря  на  все
исправления   библейского  текста,   в   нем   осталось  так   много  примет
первоначальной  натуры  Ягве.  Нет  уверенности  даже,  что  его  культ  был
подлинным монотеизмом и потому отрицал божественность  других  богов. Вполне
достаточно было, что Ягве сильнее всех остальных. И если последующие события
пошли совсем иным путем, тому может быть  только одно  объяснение: некоторая
часть  народа  получила  от  египетского  Моисея  совершенно  иную  и  более
одухотворенную  концепцию Бога -  единственного Бога, которому подчинен весь
мир,  столь  же вселюбящего,  сколь и всесильного. Бога, который  не  терпит
магию  и  ритуал  и  провозглашает  высшей  задачей  человечества   жить  по
справедливости и  не  по лжи. Ибо  как бы  скудны  ни были наши сведения  об
этической стороне религии Атона,  бесспорно существен тот факт, что  Эхнатон
Hosted by uCoz