каждом одно и то же и беззаботно отождествляют их друг с другом, безнадежно
запутывая весь пантеон. Имена одних сочетаются с именами других,
превращаясь, порой в простые эпитеты. Так во времена расцвета так
называемого 'Нового царства' главный бог города Фивы именовался Амон Ра;
причем в этом сочетании первая часть означала бараноголовое городское
божество. А вторая - ястребиноголового солнечного бога из провинции Он. В
религиозных церемониях в честь всех этих богов (как и в повседневной жизни
египтян) широко использовались магические заклинания формулы и амулеты.
Некоторые из этих различий можно легко объяснить принципиальным
отличием последовательного монотеизма от безграничного политеизма. Другие
явно связаны с разницей в интеллектуальном уровне: одна религия близка к
примитивной другая воспаряет к вершинам утонченной абстракции. Возможно,
именно поэтому кажется иногда, что противоположность моисеевой и египетской
религий является чуть ли не сознательной и намеренно подчеркнутой: к
примеру, там, где одна сурово осуждает всякую магию и колдовство, в другой
они процветают в изобилии; а там где египтяне с ненасытным жаром создают все
новые подобия своих богов в камне глине и металле, другая религия
категорически запрещает творить любые подобия живых или даже воображаемых
существ.
Существует еще одно различие между этими двумя религиями, в объяснение
которого не хотелось бы вдаваться. Ни один древний народ не посвятил так
много сил преодолению смерти, не предпринимал таких тщательных приготовлений
к загробной жизни, как египтяне: не случайно самым популярным и неоспоримым
из египетских богов был именно Осирис, правитель иного мира. Напротив,
ранняя еврейская религия начисто отказывалась от бессмертия и даже не
упоминала о возможности загробной жизни. Это тем более примечательно, что,
как показало последующее развитие, вера в такую жизнь вполне согласуется с
монотеизмом.
Я надеялся, что, приняв египетское происхождение Моисея, покажу, какой
это проливает свет и какие дальнейшие стимулы дает. И вот, первый же вывод
из этого предположения о том, что религия, которую он дал евреям, была его
собственной, египетской, - натолкнулся на различие да где там' - на полную
противоположность этих двух религий.
II
Но тут открывается новый подход, основанный на одном странном факте из
истории египетской религии, который был обнаружен и по достоинству оценен
лишь сравнительно недавно. Оказывается, можно все-таки думать, что Моисей
дал евреям некую свою тоже египетскую религию - хотя это не обязательно была
господствующая религия Египта.
Во времена великой Восемнадцатой династии, когда Египет впервые стал
мировой державой примерно в 1375 году до н.э., на трон взошел некий молодой
фараон, который поначалу взял себе имя Аменхотеп (IV), по примеру своего
отца, а затем сменил это имя - да и не только одно имя. Этот фараон задался
целью навязать своим подданным новую религию, которая отличалась от их
древних традиций и всех знакомых обычаев. То был последовательный монотеизм
первый в своем роде, насколько нам известно, в истории человечества, а из
этой веры в единого Бога вытекала религиозная нетерпимость, неведомая
древним ни до, ни после того. Однако правление Аменхотепа продолжалось всего
семнадцать лет; вскоре после его смерти (в 1358 году) новая религия была
отвергнута, а память о царе еретике предана проклятию. Развалины его новой
столицы построенной в честь единого Бога, да надписи на могильных плитах -
вот и все источники, из которых мы узнаем то немногое, что нам о нем
известно. Все связанное с этим необыкновенным, поистине уникальным человеком
вызывает величайший интерес. Новое всегда имеет корни в том, что уже было.
Корни египетского монотеизма тоже можно с определенной уверенностью
проследить на некоторое время вспять*. В жреческой школе храма Солнца в Он
(Гелиополис) издавна развивалась идея универсального божества и его
нравственных законов. Маат - богиня справедливости, правды и порядка -
|