Миссис Кинг, сопровождавшая мужа, рассказала врачу о происшествии, случившемся накануне
вечером. Вернувшись домой из конторы, мистер Кинг вел себя довольно спокойно до тех пор, пока их
трехлетний малыш чем-то не провинился; и тогда мистер Кинг со страшной силой треснул его по
голове. Мистер Кинг полагал, что поступил справедливо, но жена сказала ему, что он зашел слишком уж
далеко, взяла мальчика на руки и успокоила его. Гнев мистера Кинга был вызван тем, что сын его
разорвал в клочья бумажный доллар. Теперь мистер Кинг раскаивался в своем поступке.
«Кажется, я понимаю, что произошло, сказал доктор Трис. Мальчик порвал бумажку в один
доллар, но вместо того, чтобы наказать его на доллар, вы дали ему десятидолларовую затрещину, не
правда ли?»
Мистер Кинг и его супруга нашли это описание правильным.
«Вопрос состоит в том, сказал далее врач, откуда взялось остальное раздражение,
стоимостью в девять долларов?»
«Ну конечно, он принес его, бедняжка, из своей конторы», ответила миссис Кинг. «Эмоции
накопились у него в конторе, а разрядились дома, сказал врач. Это продолжается несколько лет, и
теперь, после спокойного уикенда, его давление снижается уже не так легко, как прежде. Значит, надо
подумать, как уменьшить его раздражительность в течение дня». Между тем он размышлял: «Что-то здесь
не в порядке. Она его называет «бедняжкой» даже после того, как он ударил мальчика по голове. Первое,
чем я должен заняться, это не дать ему бить мальчика по голове. Вот так спокойный уикенд!»
Заметим попутно, что ребенок точно так же, как преступник, знает по опыту, на какое наказание
он должен рассчитывать за каждое определенное злодеяние. В этих пределах он обычно принимает
наказание, не затаивая злобы. Но если его наказывают на десять долларов за однодолларовое
преступление, то у него остается чувство обиды ценой в девять долларов, потому что при всей его
неопытности он как-то догадывается, что его делают козлом отпущения за чужие грехи, и обижается на
такую несправедливость.
На этом примере мы видим, какое огромное значение имеет хранение энергии и способ ее
выдачи для правильной работы организма и для отношений с другими людьми, на службе и дома. В
памяти хранятся не только чувства, но также знания и опыт. Умственно отсталые люди менее способны
к такому виду хранения, им трудно запомнить некоторые вещи. Есть, таким образом, два вида хранения.
Способность человека хранить знания непосредственно никак не связана с его способностью хранить
чувства. По этой причине некоторые «способные» люди плохо ведут себя по отношению к другим, и это
отчасти объясняет, почему медленно соображающие люди могут ладить с другими людьми. Мы
восхищаемся человеком за его способности, но любим его за свойственный ему способ проявлять свои
чувства. Тот, кто хочет развить свою личность, должен, следовательно, решить, желает ли он развить
одну из ее сторон, или же обе вместе. Если он развивает лишь способность сохранять в памяти образы,
то он будет, возможно, вызывать восхищение, но не обязательно будет нравиться. Если же он хочет не
только восхищения, но и привязанности, то ему полезно развить в себе способность хранить свои
чувства и выражать их в приемлемой форме.
То и другое относится к психике, телесным же органом, непосредственно исполняющим эти
функции, следует считать мозг. Мозг это орган обучения и ожидания, сохраняющий в памяти образы
и чувства; в то же время это центральный орган, устанавливающий связь между нашими
представлениями, а также между внешними событиями и нашими реакциями на эти события.
4. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии
со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и
окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не
представляемые ими объекты.
Некоторые образы почти у всех нормальных индивидов складываются по одному шаблону.
Человек представляет себе Мать добродетельной и ласковой, Отца суровым, но справедливым,
собственное тело крепким и неповрежденным. Если есть основания думать иначе, то сама мысль об
этом человеку глубоко ненавистна. Он предпочитает чувствовать по-прежнему, в соответствии с этими
|