универсальными образными шаблонами и независимо от их отношения к действительности. Если же
ему приходится изменить эти образы, человек становится мрачным и раздражительным, а иногда
психически больным.
Очень трудно, например, изменить образ собственного тела. Человек, потерявший ногу, не может
успокоиться, прежде чем не пройдет через период мрачности или скорби, в течение которого образ его
тела приходит в соответствие с новым положением вещей. Но даже после этого он сохраняет в глубине
своей психики прежнее представление о самом себе. Через много лет после потери ноги он иногда
видит себя во сне таким, как раньше, и даже временами оступается, забыв о своем недостатке. В таких
случаях процесс скорби, очевидно, не вполне достигает своей цели.
Так же трудно изменить образы родителей. Во сне иногда видят слабого отца сильным, пьяницу-
мать безупречной, а умерших живыми. Изменить образ нелегко, и мучительность этого процесса
является одной из причин, по которой его всячески избегают. Когда умирает любимый человек,
требуется значительное усилие, чтобы приспособить свой образ мира к изменившейся ситуации. Это
усилие, именуемое скорбью, весьма изнурительно, оно приводит к усталости и потере веса. Люди в
состоянии скорби нередко встают по утрам более усталыми, чем ложатся вечером, и чувствуют себя, как
будто проделали за ночь тяжелый труд. Они и вправду проделывают за ночь тяжкий труд, меняя свои
психические образы.
Другие образы принадлежат лишь отдельным индивидам в связи с особыми обстоятельствами и
так же трудно поддаются изменению. «Призрак в спальне» психический образ первой жены может
испортить мужчине отношения со второй женой. «Мать, открывающая дверь», психический образ
подслушивающей матери может сковать эмоциональную свободу женщины даже вдали от
родительского дома. Она всегда чувствует себя так, как будто ее за все порицает отсутствующая или
умершая мать; образ матери она всегда носит в голове, и в этом смысле мать в самом деле
подслушивает.
Другой тип индивидуального образа, способный удержаться и воздействовать на поведение
после изменения вызвавшей его действительности, обнаруживается в истории Нана Кертсан. [Nana
Curtsan
«куртизанка Нана». (Прим. перев.)] До трагической смерти ее отца Нана была довольно
толстой. Так как у нее не было матери, а отец был пьяницей, она изголодалась по ласке и готова была на
все, чтобы ее найти. В результате она приобрела дурную репутацию, что приводило ее в отчаяние; но
стремление к мужскому обществу стало у нее непреодолимым, а непривлекательная внешность
вынуждала ее идти на крайности.
После смерти отца она сильно похудела, и ее подлинные формы вышли из жировой оболочки,
как стройная, изящная фигура возникает из глыбы камня. Два ее старых приятеля, сын банкира Ролф
Метис и кассир банка Джозайя Толли, были настолько ослеплены ее новоявленной красотой, что
подумывали уже на ней жениться вопреки ее репутации.
К несчастью, Нана не сумела изменить сложившийся у нее собственный образ. Вопреки тому, что
она видела в зеркале и что говорили ей друзья, она продолжала представлять себя физически
непривлекательной девушкой, вынужденной идти на крайности в погоне за мужской лаской. Она не
меняла прежнего поведения. Ролф и Джозайя под давлением родителей отказались на ней жениться, и
Нана потеряла шансы на приличный брак.
История Наны, продолжавшей считать себя «неуклюжей дриадой», прямо противоположна
историям многих женщин преклонного и среднего возраста, все еще видящих себя «чарующими
сильфидами» поры своей юности и ведущих себя в соответствии с этими образами иногда с
плачевными результатами, а при случае с захватывающим успехом.
Психические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями. Когда мы
говорим, что кого-нибудь любим, это значит, что образ человека в нашей психике нагружен
конструктивными, нежными и благожелательными чувствами. Если же мы говорим, что кого-нибудь
ненавидим, это значит, что образ этого человека нагружен деструктивными, яростными и
неблагожелательными чувствами. Подлинная сущность человека или то, чем он представляется другим,
оказывает на его образ разве лишь косвенное влияние. Когда вы полагаете, что разлюбили Пангину и
полюбили Галатею, это значит, что вы разлюбили ваш образ Пангины и полюбили ваш образ Галатеи.
Галатея всего лишь облегчает вам построение своего образа, достойного любви. И если вы как раз в это
|