Психические образы, о которых идет речь, не могут быть показаны на экране; мы не способны
даже отчетливо уяснить их себе. Но это вовсе не значит, что их существование сомнительно. Никто
никогда не видел атома или электричества, но это не вызывает у нас сомнения в существовании сил
природы, без которых невозможно понять физический мир. Природа ведет себя так, как если бы
существовало то, что мы называем атомом или электричеством, и мы предполагаем, что эти объекты в
самом деле существуют. Подобно этому, люди ведут себя так, как если бы существовали психические
образы, о которых мы говорили. Каждый знает или может без труда убедиться, что у него в голове
имеются образы такого рода, но невозможно удостовериться, что они есть в головах других. Тем не
менее мы будем в дальнейшем говорить о динамических образах в нашей психике, считая их столь же
реальными, как электрон и гравитация.
Динамический образ состоит из двух составляющих: представления и эмоциональной нагрузки.
Нагрузка может быть положительной или отрицательной, это может быть любовь, ненависть, а часто и
то, и другое вместе. Представление дает образу форму, а нагрузка энергию.
Надо отчетливо понять, что имеется в виду, когда говорится о представлении, форме или идее.
Форма в применении к динамическим образам психики включает в себя не только структуру, но и
функцию, так что форма в нашей психике означает больше, чем физическая форма. Каждому известна
физическая форма самолета. Однако психическая форма, представление или идея самолета заключает в
себе не только его вид, но и некоторое представление о способе его действия и назначении. Поэтому
легко видеть, что для образования ясных представлений нужны не только глаза, но и умственные
способности, и что при прочих равных условиях представления человека об окружающем мире будут
тем полнее и правильнее, чем сильнее его интеллект. Далее, правильность его представлений не имеет
ничего общего с его чувствами по отношению к самолетам. Некоторые люди превосходно разбираются
в самолетах, но не любят и боятся их, другие же любят их, не имея понятия, отчего они летают.
Представление о самолете может быть, следовательно, образом с «положительной» или
«отрицательной» нагрузкой, независимо от того, является ли форма этого образа простой или сложной,
правильной или неправильной.
Различие между чувствами и представлениями часто наблюдается в человеческих отношениях.
Часто человек хорошо помнит свои эмоции по отношению к некоторой личности, но не в состоянии
припомнить ее имя; или же помнит имя, но не может восстановить связанные с этим именем эмоции.
Однажды мистер и миссис Кинг задумали устроить прием, и миссис Кинг спросила: «Надо ли
пригласить мистера Кастора, того интересного наездника с Гавайских островов?»
«Я хорошо помню эту фамилию, ответил мистер Кинг. Это рослый парень, а на руке у него
вытатуированы сердце и цветы, но никак не могу припомнить, какие у меня к нему чувства, нравится он
мне или нет».
Ясно, что в этом случае у мистера Кинга было отчетливое представление о мистере Касторе, он
хорошо помнил его вид. Образ был правильно построен, но он не мог связать с ним эмоциональную
нагрузку, то есть не помнил своих чувств к этому образу. Затем миссис Кинг предложила: «Не
пригласить ли нам этого чудесного парня, ну, как там его зовут, которого так ненавидит эта мерзкая
миссис Метис?» В этом случае она мало что помнила о виде мистера «Как его там зовут», но помнила
сильную и приятную эмоциональную нагрузку, связанную с этим именем, преимущественно по той
причине, что его ненавидела миссис Метис, ее враг.
Отсюда видно, что образ может расколоться; чувство и представление отделяются друг от друга,
причем чувство остается сознательным, а представление становится подсознательным или наоборот. В
подобных случаях отделившееся от представления чувство «витает» в сознании и может «найти себе
опору», связавшись с другим представлением, чем-либо напоминающим прежнее. Это важно для
объяснения обмолвок и других ошибок в нашей повседневной жизни. Если же «витает» представление,
то оно опирается на другой образ, нагруженный аналогичным чувством.
Разные люди наделены различной способностью хранить эмоции и представления. Ум,
неспособный сохранять четко оформленные идеи, тем самым не способен к успешному обучению. Люди
с такими недостатками называются умственно отсталыми. (Прежде их было принято называть
«психически дефектными».) Они могут понять окружающее лишь после длительных повторных усилий
|