Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 143 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
123
Несложный анализ показывает, что здесь в корке всего лежит перенос любви, которую
должен получить муж, на сына, не нуждающегося в этой любви. Присутствовать при ссоре,
которая фактически является аналогом полового акта между сыном и матерью, отец не в
состоянии. Ведь даже у обезьян развивается инфаркт, когда они являются свидетелями
полового акта между другим самцом и их самкой (такой эксперимент проводился в обезьяньем
питомнике. Вожака посадили в клетку, и на его глазах другой более слабый самец совокуплялся
с его подружкой). Ведь это только на социальном (сознательном) уровне мои дети остаются
моими детьми, даже если они уже имеют своих детей. На биологическом (бессознательном)
уровне для мужчины его сын просто молодой самец, к которому пристает его самка.
Социальные нормы, как клетка, не позволяют мужчине расправиться с соперником, но вынести
этого он не может. Тогда у него развивается инфаркт миокарда и кровоизлияние в мозг или он
вынужден уйти из дома в виде протеста против такого поведения жены. Есть еще один вариант
— найти любовницу. Но не она является причиной распада семьи.
Борьба с переносом — сохранение первичной цели. В производственных ситуациях — это
раскрытие до конца своих профессиональных возможностей (еще Сенека говорил, что это
единственная возможность счастья). В семейных ситуациях — это любовь, налаживание
отношений между мужем и женой. EciH эта цель потеряна, обязательно начнется перенос. Ведь
необходимо, чтобы тебя любили и чтобы ты любил. Но если объект любви
противоестественный, связанный с переносом, полного удовлетворения потребностей не будет,
и рано или поздно разовьется невроз.
Перенос наблюдается и в процессе лечения. Чаще всего больной видит во враче родителя
или другую авторитетную фигуру и переносит на него свои чув-стза. Нередко врач в процессе
переноса становится объектом сексуальных влечений больного. Если процесс лечения идет
успешно, то при переносе правильное поведение врача способствует коррекции незерных
установок больного. Он освобождается от неосознаваемых комплексов и приобретает навыки
практической жизни.
Но часто перенос мешает лечебному процессу. Если больной начинает видеть во враче
соперника, он срывает лечение, чтобы у врача не было успеха, чтобы посрамить его. То же
происходит, если на неосознаваемом уровне пациентка начинает считать врача своим
возлюбленным. Особенно часто лечение срывается тогда, когда появляется контрперенос
(например, не только врач является объектом сексуальных фантазий больного, но и больной
становится объектом сексуального влечения врача). Э. Берн в своей статье «Врач и
хорошенькая пациентка» предупреждает: если пациентка соблазнит врача физически или
духовно, то, несмотря на временное улучшение, истинного лечебного эффекта не будет. Врач
просто сыграет еще одну сценку в ее сценарии. В стратегическом плане наступит ухудшение,
ибо растопить потом лед недоверия к врачебному сословию, возникший по механизмам
идентификации, другому врачу будет значительно труднее.
Рационализация
форма психологической защиты, при которой неприемлемые для
морали импульсы, исходящие из сферы влечений (ОНО) заменяются ложными мотивами,
которые мораль (сверх-Я) допускает и даже требует.
Возникает временное равновесие. С одной стороны, человек чувствует себя
самостоятельной личностью, поступающей по собственному разумению, с другой стороны, ему
не приходится вступать в конфликт с неприемлемыми для него социальными нормами и
догмами.
Э. Фромм считает рационализацию способом остаться в стаде и в то же самое время
чувствовать себя личностью. Когда я предлагаю своим слушателям перестать встречать Новый
год и вообще отмечать все праздники, т. е. недосыпать, переедать, перекармливать гостей и пр.,
то выслушиваю массу рационализации. «Как же лишить себя такой радости?», «Меня будут
осуждать», «Новый год — это так прекрасно!» и т. д. Тогда я говорю, что, с точки зрения
природы, все дни одинаковы, а для организма необходимо соблюдение правил гигиены
ежедневно, что при скромном столе перестанут нас посещать только обжоры, которые пришли
не ради нас, а ради еды, что все равно всем не угодишь, что радость лучше иметь каждый день,
добиваясь успехов в любви и работе и т. д. На какое-то время слушатели замолкают, но потом
приводят еще ряд доводов в пользу отмечания праздников. Когда же их доводы оказываются
Hosted by uCoz