Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
124
исчерпанными, они все равно продолжают настаивать на своем. Но даже если во время занятий
они со мной соглашаются, то я уверен, что поступать они будут по-прежнему, ибо потом без
меня найдут еще какой-нибудь довод.
Особенно наглядно рационализация видна при реализации постгипнотического внушения.
Больному внушают, что через две минуты после выведения из гипнотического состояния он
почувствует сильную жажду и попросит у гипнотизера воды. Когда его будут спрашивать,
почему он не пошел в буфет или не обратился еще к кому-нибудь, он что-нибудь придумает и
будет убежден, что действует по своей воле, хотя все видят, что он выполняет чужое
распоряжение. Вот почему сейчас многие возражают против применения гипнотерапии в
лечебных целях. Ведь фактически у большинства больных весь процесс воспитания являлся
процессом внушения правил поведения без их мыслительной проработки и без объяснения,
почему «должен» и почему «нельзя». И эти «должен» и «нельзя» оказываются основными
правилами, влияющими на поведение индивида. В дальнейшей жизни он не пытается
пересмотреть эти отжившие, устаревшие и причиняющие ему вред положения
постгипнотического внушения, и всю силу своего ума использует для их обоснования.
Борьба с рационализациями крайне трудна. На первом этапе следует признать истинность
своих желаний, мыслей и чувств, а йотом осмелиться поступить в соответствии с этими
желаниями, мыслями и чувствами хотя бы один раз. Тогда станет значительно легче. На
последующих этапах наступает большое облегчение.
Вот рассказ моего пациента, который боролся со своими рационализациями.
«После того как я понял нелепость отмечания на производстве дней рождения, получения
премий и пр., то увидел, что иа всех этих праздниках нет ничего истинного. Хозяин праздника,
взволнованный, беспокоится, чтобы его не осудили за то, что на столе нет черной икры, балыка
или московской колбасы, гости явно тяготятся и словно отбывают наказание, ибо у всех много
дел. Они улыбаются фальшиво и бодро, поднимают тосты за здоровье своих врагов и желают
им счастья. Мне на этих праздниках становилось тошно. Уже все поняв, я не решался ни
перестать ходить на чужие праздники, ни устраивать свои.
Но уже стало немного легче. Когда ко мне подходили за данью, я не спрашивал, по
какому поводу, а узнавал, сколько и когда. Я продолжал участвовать в торжествах, но попутно
умудрялся сделать кое-какне дела. Если торжество проходило на работе, я то и дело отлучался
звонить, если я был в гостях, то интересовался библиотекой хозяина, если устраивал праздники
сам, просто давал кому-нибудь из любителей все это организовывать деньги, и уже меня не
волновало, есть ли на столе селедка, голландский сыр и нарзан. Прошла еще пара лет, и,
наконец, я решился не праздновать свой день рождения, но сделал это как-то трусливо: взял
однодневную командировку, разочаровав, как я считал, своих сослуживцев. Я думал, что у меня
испортятся отношения с коллегами. Ничуть не бывало! Ко мне по-прежнему обращались со
всякими просьбами те, кто воспринял мое поведение спокойно. Да и те, кто осудил, тоже. В
последующем я уже никуда не уезжал, ничего не устраивал, и никто меня не осуждал. Я понял,
что общаются со мной из-за моих навыков, возможностей, влияния, может быть, из-за
личностных качеств, а не из-за того, устраиваю я праздники или нет. Ну а если кто-то и
перестал со мной общаться, то я этого не заметил. На несколько обжор и дураков стало меньше.
Окончательно успокоившись, я увидел, что многие коллеги теперь ко мне относятся еще лучше.
Ведь я сэкономил своим поведением их время и деньги».
Интеллектуализация
форма психологической защиты, при которой индивид при
помощи пространных рассуждений, построения гипотез и теорий пытается объяснить
неудачи в своей жизни сложившимися обстоятельствами, а не личностной
несостоятельностью.
Эта форма защиты весьма распространена в нашей жизни. Ученики объясняют неудачи в
учебе необъективностью учителей. Взрослые свои жизненные провалы объясняют тем, что им
не повезло (с детьми, мужем, женой, начальником, подчиненными, социальными,
климатическими условиями и т. д.). «Как
можно чего-либо добиться в таких условиях?». Появляется возможность быть пассивным.
На какое-то время это успокаивает, но потребности не реализуются, и возникновение
заболевания неминуемо.
|