Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
16
О чем думает раб? Конечно же, не о свободе! Он думает и мечтает о том, чтобы стать
тираном. Рабство и тирания это не столько внешние отношения, сколько состояния души. В
каждом рабе сидит тиран, а в тиране раб. Можно формально быть рабом, но в душе
оставаться свободным. Когда философа Диогена взяли в рабство и выставили на продажу,
потенциальный покупатель его спросил:
Что ты можешь делать?
Диоген на это ответил:
Властвовать людьми!
Затем попросил глашатая:
Объяви, не хочет ли кто купить себе хозяина?
Проанализируйте ваши отношения в семье или на работе. Если вы находитесь в
положении раба, техника амортизации позволит вам почувствовать себя свободным человеком
и выйти из рабской зависимости от своего угнетателя. Если вы находитесь в положении тирана,
при налаживании равноправных отношений используйте специальные приемы.
Ко мне Р. привели натянутые отношения со старшим сыном 12 лет, который в это время
заканчивал шестой класс. О его успехах в учебе свидетельствовал такой факт: на одной
странице в тетради по русскому языку у него иногда было до 30 ошибок. Упреки и угрозы типа
«Что из тебя выйдет?», «Кому ты будешь нужен?», «Дворником станешь!», «Посмотри, как
твои родители учились!» и т. п. эффекта уже не давали. Невозможно было его заставить хотя бы
раз проверить написанное. Родителей вызывали в школу. После очередной «накачки» дома
состояние дел только ухудшалось.
Анализ ситуации показывает, что здесь имела место параллельная трансакция второго
типа в рабско-тираническом варианте. К моменту обращения отца в КРОСС эти отношения уже
не удовлетворяли обе стороны, изжили себя. Правильно было бы сразу переводить эти
отношения на линию В В? Конечно, нет! Стратегически верно в данном случае сделать так,
чтобы отец на какое-то время попал в психологическое рабство, а сын стал бы более
внимательным при выполнении домашних заданий, т. е. отцу следует уйти вниз на позицию
Дитяти, а сына поднять на позицию Родителя. А если сын станет на позицию Родителя, то он
все будет делать, как отец. После того как была найдена стратегия, родился и тактический
прием.
Я уже говорил о том, что чем больше человеку запрещаешь, тем больше ему хочется это
делать. И если что-то от него требуешь, то именно это ему не хочется делать. Вот почему сын Р.
отказывался проверять свои работы. Ведь его заставляли это делать! Итак, прежде всего не надо
заставлять, угрожать, запрещать! Я бы это сделал главным девизом при воспитании детей. Чем
меньше запретов и принуждений, тем лучше отношения. Теперь послушайте рассказ Р.
«Когда я познакомился с теорией общения и техникой амортизации, то как-то подошел к
сыну и с вызовом сказал ему:
Слабо даешь! Я вот могу писать без единой ошибки!
Я думаю, что тем самым мне удалось спуститься на позицию Дитяти. Кроме того, я уже
был знаком с принципом проекции: «Если человек сам делает ошибки, он убежден, что и
другие будут делать ошибки». Поэтому заранее знал, как пойдет наша беседа.
Сын: Не может быть.
Я: Могу поспорить. За каждую найденную у меня ошибку я буду платить тебе 100 рублей.
Сын: Без обмана?
|