Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
17
Я: Разве я тебя когда-нибудь обманывал?
В присутствии жены и младшего сына по всем правилам ребят нашего двора мы
поспорили. Я переписал его текст с его ошибками и дал ему на проверку. Никогда не видел,
чтобы мой сын работал с таким энтузиазмом! На предложение воспользоваться школьным
орфографическим словарем он ответил категорическим отказом. Взял большой словарь на 102
тысячи слов и проверил каждое слово. Как только он находил ошибку, тут же произносил
что-то вроде:
Папа, я удивляюсь, как тебе дали аттестат зрелости вообще, да еще с медалью? Что за
почерк? Как тебя еще на работе держат?!
На лице его было брезгливо-снисходительное выражение. Жена утверждала, что это была
моя копия. Честно говоря, я себе не понравился. И сразу до сердца дошли некоторые положения
психологии о правилах воспитания: слова не воспитывают; дети становятся такими, как их
родители, только еще хуже; детям надо показать, как жить, а не рассказать.
Я набросился на изучение психологии. Стал перепечатывать правила общения и давать их
сыну на проверку. Ошибок я делал много, а сын их все находил. Попутно он изучал правила
общения. Как вы думаете, если бы я заставлял его это делать, у меня что-нибудь получилось
бы? Постепенно поведение сына становилось лучше, а ошибок через три месяца уже не было. В
классе он рассказывал о полученных знаниях своим товарищам. Через год он уже был
отличником. Наши отношения наладились и приняли характер сотрудничества. Сын стал со
мной откровенным. Согласитесь, это большое достижение. Но дальше мы сблизились еще
больше. Как-то он попросил деньги на карманные расходы, я ему предложил заработать их
самому, так как в семье свободных денег не было. Он согласился, но сказал, что не знает, где
найти работу. Я пользовался услугами машинистки и предложил эту работу делать ему с теми
же условиями оплаты. С большим трудом в течение месяца он заработал 10 тысяч рублей,
купил какую-то игрушку, которая сломалась на следующий день. Я удержал жену от ненужных
нотаций. Он очень переживал, но не заплакал, а с глубоким вздохом сказал:
Надо же! Сколько работал, а купил какую-то ерунду.
Так мы были избавлены в последующем от мопедов, «фирмы», магнитофонов. Нет,
кое-что мы ему покупали, но при этом исходили из наших материальных возможностей.
Занятия психологией дали и существенный материальный эффект».
Итак, дорогой читатель, вам уже стала ясна теоретическая основа принципа амортизации.
Необходимо увидеть, на какой позиции находится ваш партнер, и знать, в какое ваше
Я-состояние направлен коммуникативный стимул. Ваш ответ должен быть параллельным.
«Психологические поглаживания» идут по линии Д Р, предложения к сотрудничеству по
линии В В, а «психологические удары по линии Р Д.
Ниже укажу некоторые признаки, по которым вы сможете быстро диагностировать
состояние, в котором находится ваш партнер.
Родитель. Указующий перст, фигура напоминает букву Ф. На лице снисходительность
или презрение, нередко кривая улыбка. Тяжелый взгляд вниз. Сидит, откинувшись назад.
Ему все ясно, он знает какую-то тайну, которая другим недоступна. Любит прописные истины и
выражения: «Я этого не потерплю», «Чтоб было сделано немедленно», «Неужели трудно
понять!», «Коню понятно!», «Здесь вы абсолютно неправы», «Я в корне с этим не согласен»,
«Какой идиот это придумал?», «Вы меня не поняли», «Кто же так делает!», «Сколько можно
вам говорить?», «Вы обязаны», «Как вам не стыдно!», «Нельзя», «Ни в коем случае» и т. п.
Взрослый. Взгляд направлен на объект, тело как бы подается вперед, глаза несколько
расширены или сужены. На лице выражение внимания. Употребляет выражения: «Извините,
я вас не понял, объясните, пожалуйста, еще раз», «Я, наверное, непонятно объяснил, поэтому
мне отказали», «Давайте подумаем», «А что, если нам поступить так», «Как вы планируете
выполнить эту работу?» и т. п.
Дитя. И поза, и выражение лица соответствуют внутреннему состоянию радость, горе,
страх, тревога и т. д. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Не хочу!»,
«Надоело!», «Осточертело!», «Пропади оно все пропадом!», «Пусть горит огнем!», «Нет, вы
просто восхитительны!», «Я вас люблю!», «Ни за что не соглашусь!», «Зачем мне это надо?»,
«Когда же это все кончится?» и т. п.
|