Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
31
Сын: Ну, я не знаю, что у нас еще есть!
Я: Ну, подумай.
Сын: А давай сыграем в шашки.
Я: Блестящая идея! Какой ты молодец!
Но если бы это предложил я, сын мог бы отказаться.
Вскоре мне удалось применить этот прием на практике. В те времена шприцы
стерилизовали в стерилизаторах, а не в жаровых шкафах, и вот санэпидстанция предъявила ряд
претензий к способу стерилизации. Обдумав все, я решил перейти на способ С, но не стал
предлагать его, а, изложив суть проблемы, попросил у коллектива совета.
Совещание проходило следующим образом.
М.: Давайте обрабатывать способом А.
Я: Это очень хороший способ, но дело в том, что ингредиент а снят с производства как
устаревший. Жаль, хороший препарат, рано у нас отказываются от апробированных препаратов.
И если будет что-то не так, нас не поймут.
К.: А что, если попробовать способ В?
Я: Способ В? Лучше не придумаешь! Но все дело в том, что импортные поставки
ингредиента р прекращены.
Г.: Может быть, подойдет способ С?
Я: (после некоторого раздумья): Да, пожалуй, это именно то, что в настоящий момент
подойдет больше всего! Благодарю всех за участие в обсуждении.
Обратите внимание. Я никого не ругал, а хвалил всех. Здесь был использован прием
идентификации, который обычно сплачивает коллектив. Участники совещания, даже плохо
относящиеся к Г., думали примерно следующее: «Ну, уж если эта дура смогла придумать такое,
то я в следующий раз придумаю что-нибудь еще более ценное!». Такой метод стимулирует
продуктивную деятельность. И еще. Если бы кто-нибудь предложил способ D, который лучше
С и до которого я не додумался, я бы его спокойно принял. Но если бы я уже высказал свое
мнение, отказаться от него мне было бы трудно.
Многие руководители используют данный прием неверно, настраивая коллектив против
себя. «Вы почему сегодня опоздали?» грозно при всех спрашивает начальник своего
подчиненного. На глупый вопрос следует глупый ответ: «Транспорт плохо ходил!». А весь
коллектив думает примерно следующее: «Хорошо ему на персональной машине, а подумал бы,
каково нам!». И все сидят с угрюмым видом. Я вас не осуждаю за персональную машину, я
знаю, что она вам необходима. Я за вас. У вас самое вредное производство, дорогие мои
руководители! Я просто показываю, какие мысли и чувства возникают у подчиненных при
ваших психологически необоснованных действиях и высказываниях. Может быть, вам поможет
следующее правило: хвалить следует при всех, а ругать один на один.
А теперь я хочу предложить вам маленькую задачу. У вас освободилось место начальника
цеха (зав. отделом, зав. лабораторией и т. п.) и вы хотите, чтобы это место занял Н. Каковы
ваши действия?
К сожалению, до сих пор большинство руководителей берут на работу на ответственные
должности сотрудников, не прибегая к услугам психологов. При этом принимаются во
внимание слухи, рекомендации, первое впечатление, иногда деловые качества человека и
совсем не учитываются его личностные особеннрсти.
Так было с одним крупным руководителем, который принял на работу очень
квалифицированного юриста, с помощью которого ему удавалось в рамках закона заключать
выгодные для предприятия договоры. Но юрист был довольно конфликтной личностью.
Какое-то время все шло хорошо, но затем отношения испортились, и действия юриста стали
тормозить работу учреждения. Между руководителем и юристом началась борьба, за которой с
удовольствием, как за боем быков, следил весь коллектив. Руководитель был полностью выбит
из колеи, иногда не сдерживался, переходил на крик, напряжение не спадало и дома. В этот
момент он и обратился ко мне за консультацией.
А теперь послушайте, как он действовал по разработанному нами плану.
Он пригласил еще одного юриста, а своему партнеру по конфликту сказал примерно
следующее: -«Дорогой Иван Иванович, объем работы у нас увеличился, и я взял еще одного
|