Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
32
юриста, который будет заниматься наиболее легкими и в основном текущими делами, сложные
я буду передавать вам. Вы же будете заниматься и юридическим обеспечением наших
перспективных планов» (своеобразный «пас в сторону»). Конфликтант фактически остался не у
дел и вскоре стал объектом насмешек всего коллектива. Руководитель же его только
нахваливал: «Для нас самое главное ваша мысль. Если вы только одну ценную идею в год
выскажете, то и тогда мы не останемся внакладе. Мы уже можем позволить себе держать в
коллективе творческого человека», и т. д., и т. п. Все предложения конфликтанта принимались,
но исполнение их откладывалось на неопределенное время, причем к обсуждению
привлекались и другие члены коллектива. Через два с половиной месяца он подал заявление об
увольнении.
Хочу рассказать вам еще о том, как один преподаватель боролся с опозданиями, используя
технику профилактической амортизации.
Когда он знакомился с группой, то на первой же лекции делал следующее заявление: «Я
понимаю ваши трудности, знаю плохую работу транспорта. Поэтому на мои лекции опаздывать
можно. Только одна убедительная просьба: при опоздании не ждите перерыва, входите в
аудиторию спокойно, не крадучись и садитесь на свободное место. Не извиняйтесь и не
оправдывайтесь. Раз вы опоздали, значит, у вас была уважительная причина. Зачем же тратить
время на лишние объяснения?». Следует отметить, что этот преподаватель лекции читал очень
увлекательно, уже с первых минут целиком захватывая слушателей. Опоздавший, чтобы
быстрее войти в курс дела, спрашивал у соседей, о чем идет речь. Они гневным шепотом, так,
что это было слышно всем, советовали ему не опаздывать. Так что не надо никаких лозунгов,
лучше вызовите у партнеров по общению интерес к себе и своему делу!
И последняя тема, которой хотелось бы коснуться в этой главе, публичное
выступление. Как-то мне пришлось консультировать в предвыборной кампании десять
кандидатов в депутаты. Все они были умными и толковыми людьми, у всех у них были
хорошие программы, все они знали свое дело. Но они психологически неграмотно строили свои
речи, достигая прямо противоположного эффекта.
Не буду подробно излагать приемы ораторского искусства, так как предполагаю
посвятить этой теме свою следующую книгу. Здесь же в плане психологического айкидо
хочется просто перечислить основные положения.
Не ругайте своего конкурента. «Если вы проголосуете за Н., то не прогадаете. Он смог
добиться для себя пятикомнатной квартиры. Став депутатом и получив власть, он то же сделает
и для вас».
Себя ругайте за достоинства. «Я наметил десять пунктов деятельности, но в двух случаях
мне, к сожалению, не удалось довести дело до логического конца».
Не повторяйте ошибку одного из моих клиентов. Не перебивайте задающего вопрос!
Дайте ему высказаться до конца. Не важно, что вы, да и остальные слушатели его уже давно
поняли. Важно, чтобы он понял, что вы его поняли. Обычно на собраниях и совещаниях
вопросы задают люди или очень умные, или очень глупые. Первые задают мало вопросов, и эти
вопросы короткие. Вторые задают много вопросов, и эти вопросы длинные. Вот их-то и надо
выслушать с большим терпением. На вашей стороне будет и тот, кто задавал вопрос, и те, кто
слушал. Тот, кто задавал вопрос, будет благодарен за то, что вы его выслушали до конца. Те,
кто слушал ваш ответ, будут поражаться вашему терпению.
Следует помнить, что большинство ваших слушателей женщины, и успех и победа
будут за теми, на чью сторону станут именно они. Поэтому необходимо продемонстрировать
хорошую осведомленность в женских проблемах.
Вместо резюме
А вот решение предложенной выше задачи.
Вы: У нас освободилось место начальника цеха. Какие будут предложения?
А.: Я думаю, что подошел бы М.
Вы: Да, это очень энергичный работник, но у него нет достаточного опыта.
Б.: А если назначить Д.?
Вы: Он хорошо знает производство, но не умеет ладить с людьми.
|