Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 119 
Next page End  

использовать в своих целях. Но раньше это было интуитивным знанием, сегодня
оно стало осознанным, актуализированным знанием, что свидетельствует о росте
самосознания человечества, о более полном и адекватном представлении о себе и о
мире. Собственно, и сама социология зародилась, отвечая потребности общества в
самосознании, необходимости узнать себя, понять, какие законы им движут.
НЕТ ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ — ЕСТЬ ПЛОХИЕ
ОТНОШЕНИЯ, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О
ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Несмотря на то, что социальные отношения являются плотью и кровью
человеческого существования, всегда находились в центре внимания человека,
сказать, что мы знаем, что это такое, вряд ли возможно. Мы знаем только то, что
социальные отношения существуют, что имеются правила и законы этих
отношений, и мы интуитивно пользуемся ими при решении тех или иных задач и,
если нам удается решить эти задачи, то по всей видимости, пользуемся успешно.
Но каков механизм образования и функционирования социальных отношений, ка-
кова природа этих законов, мы далеко не всегда представляем себе.
Для того, чтобы приблизиться к пониманию этих вопросов нам придется
начать издалека, а именно, с основной философской проблемы об отношении
человека и объективного мира, или уже о природе отношений между субъектом и
объектом.
Вряд ли кто будет возражать, что существование человека и человечества —
это процесс познания окружающего мира и законов его развития. Но, выдвинув
этот тезис, человеческое мышление столкнулось с другой проблемой. В любой,
скаль угодно краткий отрезок времени, мир оказывается совершенно другим, чем
был ранее. Эта проблема получила свое оформление в известном афористическом
выражении: «Нельзя дважды войти в реку». Мир постоянно изменчив, настолько
изменчив, что настоящего не существует, есть только прошлое и будущее.
Разрешение этого противоречия взял на себя Гегель, заявив, что действительный
мир — это мир наших понятий, что держит человеческое существование в
некотором относительном постоянстве. И по всей видимости, великий мыслитель
был прав, если только мир понятий не противопоставлять, так называемому,
объективному миру. То, что мир постоянно изменчив и изменчив в своем
постоянстве, не надо доказывать. Но так же истинно и то, что мы относимся к
объективному миру,
как к постоянно существующему, который мы можем
ощущать, фиксировать, ломать, строить, передвигать и пр. Разрешение этого
противоречия находится во временном интервале существования объект того мира
и конкретных объектов относительно человека. Мир изменчив, но время
существования объекта относительно времени существования человека, не
одинаково. Оно различно и в принципе до бесконечности и в ту и в другую
сторону. Так, капля воды для человека более и менее постоянна, т.е. существует то
время, когда человек может увидеть в ней весь мир. Но сама капля изменяется, на-
пример, испаряется. На атомарном уровне, мир относительно человека
стремительно изменчив, и какого стоит труда его зафиксировать в физических
Hosted by uCoz