интереса к отдельным социальным процессам и явлениям любая гуманитарная на-
ука является или может стать зеркалом. Более того, в этом качестве
выступают и журналистика, и художественная литература, и искусство и т.д.
Любая форма познания это, прежде всего, объективное и адекватное отражение
социального мира.
Процесс отражения объективного мира и его объяснение проходит у всех
гуманитарных наук в принципе одинаково. Сбор информации, ее описание и
построение единого взгляда, выработка адекватной концепции изучаемого
процесса, явление или общество в целом. Вполне понятно, что от того как и каким
методом та или иная дисциплина будет пользовать при сборе информации, зависит
и концептуальное представление исследуемого явления.
Но, любая концепция требует проверки, чтобы признать ее истинность.
Единственным методом доказательства истинности ее концепции, безусловно,
необходимым для первого этапа доказательства, оставался метод логической
непротиворечивости. Но при всей важности этого метода, естественно, он не может
заменить практики, проверки выработанной концепции процессом развития
объективной реальности, который, как метод доказательства истинности концеп-
ции, имеет свои особенности, и которые нашли свое отражение в социологической
методологии и методике исследования объективной реальности.
Понятие «развитие» подразумевает то, что любое явление существует в
пространстве и времени, и разворачивает свою сущность только посредством
пространства и времени. Иначе говоря, проверка концепции возможна только в
результате относительно длительного развития, движения изучаемого процесса, и
никогда практически его не возможно понять сразу, в момент «схватывания» в
точке наблюдения. Сущность явления проявляется только в изменении, и познать
ее можно, только зафиксировав явление по крайней мере в двух точках, в моментах
существования. Фиксация явления в одной точке в какое-то мгновение времени по
сути дела есть искусственный прием исследователя. По существу «схватывания», а
значит, и понимания не может быть, поскольку в этот момент в точке схватывания
явление не существует и не может существовать. Как только явление остановлено,
его уже нет, а если явление невозможно остановить, то его невозможно
исследовать. Фиксация возможна только как понятие и как различное временное
существование явления в понятиях и как понятие мы можем рассматривать данное
явление как существующее относительно нашего прошлого знания.
Отсюда вытекает, что в момент возникновения любая концепция
оказывается чисто умозрительным образованием и нашим прошлым знанием, но
именно поэтому всегда остающееся, возможно истинным знанием, которое может
быть проверено и проверяться только в процессе развития данного явления.
Ученым, как впрочем и любому другому человеку, практически ничего не остается,
как ждать дальнейшего развития объективной действительности (изучаемого
явления), в результате которого подтвердится или не подтвердится его концепция.
И едва ли не 99% всех концептуальных построений оставались, хотя и логически
непротиворечивыми построениями, но не подтвержденными или
подтвержденными практикой только частично. И это самое уязвимое состояние
человека и человечества. Человек хочет иметь завтра то, чего ему не хватает
сегодня. Но именно осознание того, что ему необходимо сегодня, есть результат
|