методике исследования, например, в анкете, в ее вопросах. Полученная
информация посредством ответов только подтверждает или не подтверждает эту
концепцию и дает материал для дальнейших рассуждений.
Разница между теорией и методом заключается, в частности, в том, что один
и тот же принцип исследования приобретает различную форму в процессе
исследования: в программе исследования концепция принимает форму теории, в
анкете форму методики. В последовательности «теория методика» концепция
принимает вид гипотетического, возможно, истинного знания, в
последовательности «методика теория» концепция принимает уже
концептуально положительное, проверенное знание. Так, типовые тесты, методики,
которые апробированы, принимают форму «методики теории», т. е. такой
теории, на основании которой можно изучать типовые ситуации и быть уверенным,
что полученная информация будет истинной.
Собственно, любая концепция выражается или в виде вопроса как возможно
истинное знание, или в виде суждения как истинное знание.
Социологический метод в этом плане есть способ детальной разработки
концептуального вопроса и представление его как формализованного метода. Этот
метод перевода концептуального или программного вопроса в анкетный вопрос.
Сегодня методика и техника социологического исследования приобрела не только
статус самостоятельной дисциплины, но получила свою и довольно сложную
структуру.
ПРОБЛЕМА ОЧЕВИДНОСТИ И ОЧЕВИДНОСТЬ
ПРОБЛЕМЫ
Более внимательное отношение к обществу как социальному феномену
привело к необходимости расширения ареала областей количественного
выражения, в том числе и социальных процессов. В результате появились
экономическая, демографическая, социальная статистики, т. е. количественное
выражение процессов, которые протекали в областях производства и потребления,
воспроизводства населения, военного дела, преступности, доходов и т. д.
Количество статистических данных сегодня превышает сотни тысяч и с каждым
годом их требуется все больше. Статистика охватывает все новые области обще-
ственной жизни.
Появление социологии, а вернее ее методов сбора данных и исследования
социальных процессов с помощью изучения общественного мнения, значительно
обогатило статистику, прежде всего за счет социальной информации. Социология
приняла под свое крыло важную сторону социальной реальности, а именно
субъективное выражение и отражение социальных процессов, чем до того
статистика в полной мере не занималась.
Количественное выражение общественного сознания, например,
посредством общественного мнения, есть первый этап развития методической
социологии. Он необходим и с познавательной, и с методической точки зрения,
поскольку любой познавательный процесс начинается с установления и
сопоставления количественных данных с последующим приведением их в
некоторую систему. Но и само по себе количественное выражение, в частности,
|