Navigation bar
  Print document Start Previous page
 76 of 119 
Next page End  

Основная трудность заключается в том, что социолог не всегда может достаточно
точно и однозначно определить истинность этих связей. Так называемая ложная
коррекция, является настоящим бедствием для социологов, да не только для них.
Математические методы установления корреляции, есть только формальный
аппарат установления связи, но содержание взаимосвязи, его истинность или
ложность может определить только исследователь, основываясь на опыте,
профессиональном знании и даже на чутье. Социологи, доверяясь
математическому аппарату, часто попадали в ловушку, принимая случайные связи
за истинные и делая по ним нередко довольно оригинальные выводы. Так, можно
согласиться, что количество детей зависит от социального положения родителей,
национальных традиций, но, оказывается, оно зависит и от уровня зарплаты,
образования, наличия домашней библиотеки и количества книг (чем больше книг,
тем меньше детей) и даже от количества выкуренных сигарет. Конечно, каким-то
образом можно объяснить эти и другие связи, в принципе объяснить можно все, но
являются ли эти связи существенными, содержательными? Доказать это нередко
бывает довольно сложно. Конечно, существует явно ложная коррекция. Так,
например, голландские социологи просчитали корреляционную зависимость между
количеством аистов и количеством детей. Оказалось, что между ними имеется
довольно тесная взаимосвязь — чем больше аистов, тем больше детей. Отсюда
можно сделать простой вывод, что детей приносят аисты. Это, конечно, шутка и
социологи любят подшучивать над собой. Не менее странная, но тесная
зависимость была выявлена между уровнем потребления свежих помидоров,
огурцов и смертностью населения, так как 90% всех умерших употребляли свежие
огурцы и помидоры. Делать из этого вывод о влиянии потребления свежих овощей
на смертность было бы наглядным примером ложной корреляции.
Проблема двойных связей предстает уязвимой и с точки зрения определения
причинной зависимости. Так, например, социолог С. Б. Борисов установил, что
среди тех, кто читал эротические тексты, у 35,8% половое влечение
сформировалось полностью и 12,6% ответили, что не сформировалось (остальные
не ответили). И наоборот, среди тех, кто не читал эротической литературы, только
1,0% ответили, что половое влечение сформировалось полностью, а 9,5% —не
сформировалось
27
. Взаимосвязь налицо, и притом прямая. Но резонно задаться
вопросом, является чтение эротической литературы, если не основной причиной, то
хотя бы стимулирующим средством полового созревания, и не является ли именно
половое созревание причиной того, что девушки оказывают повышенное внимание
эротической литературе. В самом деле, если у девушки отсутствует половое
влечение, то вряд ли она испытает потребность в эротической литературе. Но с
другой стороны, возможно, что обращение к эротической литературе оказывает
какое-то влияние на половое созревание. Поэтому единственное, что можно здесь
утверждать с полным основанием, что взаимосвязь между этими явлениями
имеется. И не более того, а причина этой взаимосвязи лежит глубже, для
определения которой требуется более тонкий анализ.
                                                                
27
Борисов С. Б. Эротические тексты как источник сексуального самообразова-
ния.//Социологические исследования. 1989. ¹ 1- С. 82.
Hosted by uCoz