4. Системная познавательная модель. В этой модели природа, как и общество,
уподобляются организму, т.е. трактуются как нечто целое и целесообразное, как единая
система; а организм часто трактуется как система автоматической регуляции. Если
методологические установки, связанные с тремя первыми моделями, сравнительно ясны -
разгадать код, выявить механизм и описывающие его уравнения, составить баланс
однородных величин и вычислить их среднее, то системный подход гораздо более
расплывчат: целостность легко констатировать, но трудно эксплицировать. И естественно,
что поначалу системность пытались описать в терминах, близких идее баланса - той идее,
что некогда связала механический и статистический подходы. Теоретики поначалу
пришли к простому пониманию системы как объекта, обеспечивающего какой-либо
баланс; простейшей системой оказываются те же весы с разновесами. Однако система
обычно для чего-то предназначена - можно уравновесить и пустые весы, но это интересно
лишь как подготовка к взвешиванию... Именно экстремальная идея может
рассматриваться как одна из объединяющих физических знаний в единую систему... Так,
выживанием приспособленнейшего многие объясняли оптимальность наблюдаемых
биологических форм - пчелиных сот, раковин, моллюсков и т.д. Однако для
биологических форм характерно огромное разнообразие, в котором примеры
оптимальных конструкций буквально тонут. Рядом с экономными сотами медоносной
пчелы другие пчелы и шмели строят самые нелепые соты, что не мешает им существовать
и на что критики указывали еще Дарвину. Идея оптимальности организмов детально
разрабатывалась в XYII - XYIII веках в рамках "баланса природы" религиозными
биологами, но не выдержала критики с позиции разнообразия. Системные феномены
имеют общий характер, т.е. во многом независимы от конкретной природы элементов, из
которых системы состоят. (Основная ошибка или трудность использования, при
ориентировании в мире, системного подхода -
неправильное вычленение системы. Что
является системой, а что подсистемой в реальном мире, и какой "системообразующий
фактор" имеет/имел место очень часто обнаруживается потом, когда уже ничего изменить
нельзя - В.Г.).
5. Диатропическая познавательная модель. "Будущее блуждает не между планом и
рынком, не между государственной и частной собственностью, а между насилием и
свободой" (Жак Аттали -1981 г.). Диатропическая познавательная модель видит природу
как сад, как ярмарку; эти понятия надо отличать от таких чисто функциональных понятий,
как огород и рынок. Хотя каждого цветка сада, каждого участника ярмарки может и не
быть (и сад, и ярмарка смогут выполнять свои функции без них), однако каждый элемент
множества вносит свой вклад в разнообразие, без него неполное. Моделируя природу
ярмаркой, мы видим в природе не инструмент (часы, весы, авторегулятор), а общество...
диатропическая модель едва начинает входить в научное понимание мира, однако сама
она очень стара, старше чем наука... (Скорее всего - это самая первая модель познания -
(В.Г.)). В любой эпохе можно найти черты всех познавательных моделей, но в науке они
одновременно не господствуют". Учитывая, что данной цитаты может оказаться
недостаточно для понимания идеи диатропического подхода к познанию мира,
развиваемой в работе, в дальнейшем будем стремиться связанную с диатропикой
терминологию доопределять
34[34][34]
.
Перечисленные выше модели не могут существовать в "чистом" виде и естественно
применяются совместно - каждая решает какую-то свою задачу.
* * *
34[34][34]
- см. также приложение ¹1.
|