Возвращаясь к теме нашего разговора отметим, что в итоге мы имеем общество -
форму
35[35][35]
существования цивилизации, качества которой зависят от очень многих
причин, а основные из них могут быть определены как:
- ограниченность ресурсов (в основном интеллектуальных) отдельного человека
(другой пример ограниченности ресурсов человека - невозможность одновременного
нахождения в двух разных местах);
- глупость и невежество
36[36][36]
людей в массе (!?);
- негуманоидными процессами.
Воспроизводство качеств человека и всего общества в целом осуществляет, в наибольшей
степени, система образования.
Очевидно, что:
- для относительно безопасного пользования "достижениями цивилизации" необходимо
иметь в обществе достаточное количество достаточно образованных людей;
- само общество должно иметь, и обычно имеет, действующую инфраструктуру
(сложившееся государство, государственные институты, соответствующие культуру и
традиции), в которой эти люди могут "себя проявить".
В настоящее время это "достаточное количество" настолько велико по обеим
характеристикам, что национальные системы образования (да и общая культура стран и
народов) во многих случаях не позволяют самостоятельно его обеспечить. Поэтому
наиболее развитые и продвинутые страны
всеми возможными способами стремятся
получить в этой области преимущество на мировой и исторической арене путем экспорта
способных специалистов (есть мнение, что улучшается и генофонд нации) и разрушения
научного и экономического потенциала конкурентов [2];[3]. Одной из основных стран,
пользующихся таким методом, являются США, которые безболезненно воспринимают
подобный процесс в силу особенностей собственной культуры. Поскольку человек может
оперировать только тем, что он знает, нам доступен взгляд на Мир и анализ мировых
проблем преимущественно "изнутри России", а здесь мы многое знаем "из первых рук",
так как оно есть "на самом деле". Говорить и думать о России нам прийдется исходя из
различных побуждений как учебных или научных, так и гражданских.
* * *
Для того, чтобы читатель лучше понимал логику исследования проблемы напомним,
что в соответствии с "институтом оппонента":
"любое количество фактов и примеров подтверждающих теорию ее не доказывают,
но один лишь факт или пример противоречащий рассматриваемой теории -
полностью ее опровергает".
Умея (что не так то просто) пользоваться этим обоюдоострым правилом, слушая
краснобаев
37[37][37]
, читая литературу и глядя по сторонам или в потолок можно, хотя и с
трудом, но все же отличать правду от беспредметной болтовни не только в
естественных, но и (что трудно) в общественных явлениях.
Другое правило, которое так же желательно взять на вооружение, можно
проиллюстрировать известной логической задачей о двух городах:
"Представьте себе два рядом находящихся города, жители которых свободно
посещают друг друга. Жители одного города воспитаны так, что всегда говорят
даже посторонним людям только правду, жители другого города посторонним всегда
врут. Вы оказались в одном из городов, но не знаете каком. И Вам необходимо задав
35[35][35]
- что из них (общество или цивилизация) форма, а что содержание?
36[36][36]
- имеется ввиду, что они обусловлены нежеланием работать над собой.
37[37][37]
- любителей говорить красиво, и, как правило, неверно.
|